История прихода и освящение храма в Вейсенштейне

Имеет смысл кратко остановиться на истории прихода в Вейсенштейне, ныне город Пайде, поскольку судьба его характерна для приходов Северной Эстонии, находившихся в ведении Санкт-Петербургской митрополии до 1865 г. [632]

Образование прихода в Вейсенштейне следует отнести к 1862 г., но, конечно, и до этого времени в городе и его окрестностях проживали православные. Это были русские люди, случайно оказавшиеся в этом краю по служебным и торговым делам, а также вывезенные из внутренних губерний помещиками в свои имения в качестве кучеров, лакеев и прочей прислуги. В то время здесь насчитывалось около 600 русских, но они только числились вейсенштейнскими мещанами, а на самом деле проживали в посаде Черном и в других деревнях, расположенных близ озера Пейпус (Чудское). В город же попадали только престарелые и беспризорные, чтобы доживать свой век в местной богадельне, так как свои подати, пока были работоспособны, они высылали в Вейсенштейн.

Православных церквей в Эстляндской губернии было в то время мало. Требы приходилось совершать в Ревеле священниками ревельских городских церквей. Крестить детей, венчаться, хоронить близких ездили за сто километров. Бывали случаи, что младенцы умирали некрещеными, а покойников хоронили без православного обряда погребения.

Уже в начале 40-х гг. XIX в. православное население обратилось к санкт-петербургскому епархиальному начальству с просьбой об открытии в Вейсенштейне самостоятельного прихода с устройством церкви и назначением церковного причта. Эти хлопоты поддержал генерал-губернатор Остзейского края А. А. Суворов, но открытие самостоятельного прихода было отложено Святейшим Синодом из-за начавшейся войны.

В 1860 г. эстляндский благочинный отец Митрофан Брянцев так энергично взялся за дело, что в начале 1862 г. в арендованном им за 140 руб. в год деревянном доме мещанина Карбуцкого была устроена временная церковь, освященная уже 5 апреля. По распоряжению митрополита Санкт-Петербургского Исидора (Никольского) для этой церкви был выслан иконостас из детского приюта имени принца Ольденбургского. Этот временный храм помещался в двух смежных комнатках общей площадью не более 40 кв. м. Первым священником во вновь открытый приход был назначен по ходатайству прихожан диакон ревельского Преображенского собора отец Михаил Иконников, окончивший курс Санкт-Петербургской духовной семинарии.

Любопытна история постройки нового храма. На одном официальном обеде в столице владыка митрополит Исидор рассказал о печальном положении православных в Вейсенштейне и об их просьбах об устройстве храма. Среди присутствовавших на обеде был царскосельской купец 1-й гильдии Николай Иванович Русанов, который и взялся за постройку храма для православных братьев. Уже к сентябрю следующего года храм был возведен и благоукрашен, а 8 сентября в праздник Рождества Пресвятой Богородицы освящен. Храм построили на самом высоком месте в городе, на древнем крепостном валу в прекрасном парке. Такое место получить было, конечно, трудно, но на этом настоял сам генерал-губернатор края.


Исидор (Никольский), митр. Санкт-Петербургский. Гравюра. 2-я пол. XIX в.
Исидор (Никольский), митр. Санкт-Петербургский. Гравюра. 2-я пол. XIX в.

Освящал храм высокопреосвященнейший Исидор, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. В дар и в благословение новому приходу он преподнес великую святыню, икону Успения Божией Матери, точную копию с чудотворной иконы Киево-Печерской лавры. Величественное богослужение освящения храма, совершенное при участии духовенства Санкт-Петербургского и Ревельского, произвело сильное впечатление не только на православных, но и на лютеран.

В 1865 г. Н. И. Русанов приобрел в Вейсенштейне здание под квартиры причту и для приходской школы. Развитию этой школы помогло посещение города в 1865 г. высокопреосвященнейшим Платоном, архиепископом Рижским и Митавским, в ведение которого к этому времени были переведены церкви Эстляндской губернии. Владыка понимал, какое огромное значение имели православные школы для укрепления веры в крае, а потому обратил особое внимание на вейсенштейнскую школу и выслал книги для ее библиотеки, а также требовал от причта изучения эстонского языка для преподавания в школе и совершения богослужения и треб. История прихода в Вейсенштейне характерна для приходов Северной Эстляндии, находившихся в ведении Санкт-Петербургской митрополии до 1865 г. [633]




[632]  Об этом см.: Г. Подекрат, свящ. К 50-летию существования Вейсенштейнского прихода (Рижские епархиальные ведомости. 1912. № 19. С. 602—607).
[633]  Цит. по: Лиденберг И., прот. Вениамин, епископ Рижский и Митавский // Историко-статистическое описание церквей и приходов Рижской епархии. 1894. Вып. 2. Ч. 1. С. 177.
Ссылки по теме
Форумы