Докладная записка И. П. Липранди

Действительный статский советник Липранди, человек внимательный и достаточно объективный, опираясь на сведения, собранные на месте из официальных источников и полученные от лиц различных партий всех сословий, сформулировал свое заключение так: «Необыкновенное явление в мире исповеданий, совершающееся ныне в Лифляндской губернии, есть не что иное, как чисто религиозное влечение — необходимость души, чувство, господствующее до сих пор над всеми расчетами жизни» [516].

И. П. Липранди особо отметил тяжелую жизнь и неблагоприятное во всех отношениях состояние крестьянского населения Лифляндии. «Это всегдашнее его состояние усиливается еще более, когда он бывает застигнут неурожаем,— писал действительный статский советник в разъяснениях к своей записке.— В подобном бедственном положении каждый человек ищет утешения в спасительном нравоучении исповедуемой им веры, к которой прибегает преимущественно в часы горести и страданий, бедствий и тому подобном, но в этом отношении лифляндский поселянин еще более несчастлив, ибо он совершенно лишен религиозных утешений, успокаивающих душу и страсти, волнуемые житейскими бедами» [517]. Липранди объяснял это тем, что пасторы не исполняли своих обязанностей по отношению к пастве, а видели в ней по большей части лишь источник обогащения. Эстонцы и латыши лишены нравоучительных проповедей на родном для них языке. Умерших хоронили без всяких правил, в присутствии одного только кистера. Но «латыши и чухны издавна уже обратили внимание свое на нашу Церковь,— продолжал далее Липранди,— и образование в тамошнем крае православного богослужения на латышском языке было необходимым следствием давнишней потребности народа в вероисповедании, более обрядном и менее умозрительном и холодном лютеранского. Доказательством этого служит то, что издавна многие священники православных приходов, например Якобштадтский, получали значительный доход даже от латышей-лютеран, служивших молебны в важные для поселянина эпохи года, каковы: посев, жатва, сенокос и проч., а в заутреню, пред Светлым Христовым Воскресением, они ползали на коленях вслед за плащаницею» [518].


И. П. Липранди. Цинкография. 2-я пол. XIX в.
И. П. Липранди. Цинкография. 2-я пол. XIX в.

И. П. Липранди приводил также данные о присоединявшихся к православию с 21 апреля по 13 октября 1845 г.: в Риге — 1162, в Дерпте — 749, в Верро и Ряпине — 151, всего — 2062 человека, кроме того, записалось и ожидало срока приема в Риге — 400, в Дерпте — 3925 человек. Православное духовенство, основываясь на жалобах крестьян, сообщало, что помещики жестоко относились не только к тем, кто объявлял желание присоединиться к православию, но и к уже православным, угрожая согнать этих крестьян весною со своих земель. Но как писал Липранди, «в поселянах не видно никакого явного ожесточения против помещиков, но заметна ненависть к пасторам, которых они почитают главными виновниками своего злополучия. Со стороны пасторов и помещиков одинаково видно ожесточение против происходящего. Между последними есть, однако ж, такие, которые показывают равнодушие к присоединению; да и в самом деле, они едва ли что потеряют, ибо земля и поселенные на ней, предоставлявшиеся прежде для повинностей пасторам, остаются в их пользу, между тем как пасторы теряют свои выгоды и должны будут довольствоваться жалованием или содержанием, которое определят им помещики за обычное исправление треб для себя и своего семейства» [519].




[516]  С. 508 наст. изд.
[517]  С. 509 наст. изд.
[518]  С. 510 наст. изд.
[519]  С. 514 наст. изд.
Ссылки по теме
Форумы