Строительство храмов

Псковскими архиепископами и Санкт-Петербургской консисторией проявлялась забота о постройке новых православных храмов и об устройстве приходов, из казны для этой цели отпускались значительные средства. Так, почти заново была построена одна из первых церквей в присоединившейся к России Эстляндии, в Пернове. Еще в 1710 г. русским отдали принадлежавшую ранее эстам Иоанновскую кирку. Ив. Шахов писал, что видел в этом храме серебряный позолоченый потир с изображением Спасителя, Пресвятой Богородицы и Иоанна Богослова с надписью в нижней части по-немецки: «Роллоф Шверц приносит в дар Иоанновской церкви во славу Божию в Пернове в лето 1688». «По-видимому,— писал Шахов,— сосуд этот перешел к православным вместе со зданием церкви» [354]. Вскоре построили еще одну, которую освятили в честь Успения Божией Матери с приделом благоверного князя Гавриила[355]. К 1758 г. она была уже так ветха, что комендант города ходатайствовал о фундаментальной ее перестройке или даже о строительстве новой. Церковь эту видела императрица Екатерина II, проезжавшая в 1763 г. через Пернов. Она и повелела построить новую церковь, утвердив смету строительных работ. Через шесть лет постройка была закончена за счет казны. По-прежнему церковь называлась Успенской, но в том же году «неизвестно по какому распоряжению переименована в Екатерининскую» [356]. Впоследствии к ней пристроена была придельная церковь в честь Покрова Божией Матери. Кроме этой приходской церкви в самом городе находилась еще гарнизонная церковь во имя благоверного князя Александра Невского, построенная, по-видимому, также сразу после вступления в Пернов русских войск, потому что уже в 1744 г. Псковский епископ Стефан (Калиновский) разрешил вместо этой обветшавшей построить новую деревянную церковь. В 1791 г. по ветхости и ее разобрали, а памятником ее существования осталась храмовая икона святого Александра Невского, в XIX в. оказавшаяся в Екатерининской церкви[357].

В Дерпте вскоре после войны была построена небольшая деревянная церковь, упоминавшаяся в архивных документах 1730 г. как храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, но к 1749 г. она требовала серьезного ремонта и рядом поставили полковую походную церковь, где и происходило богослужение. Еще И. Шахов писал о найденных им в дерптском магистрате планах строительства двух православных церквей. Он предположил, что именно по этим планам возводились храмы в городе после 1710 г. и в 50-х гг. за счет российской казны[358]. Эта новая церковь Успения сгорела во время большого пожара в 1775 г. По повелению Екатерины II в 1783 г. в Дерпте была построена новая Успенская церковь, ныне Успенский собор.


Церковь во имя св. вмц. Екатерины. Архит. П. Егоров. 1764–1768. Пярну. Фотография. Нач. ХХ в.
Церковь во имя св. вмц. Екатерины. Архит. П. Егоров. 1764–1768. Пярну. Фотография. Нач. ХХ в.

В 1710 г. ревельская православная церковь во имя святителя и чудотворца Николая на Русской улице едва вмещала своих прихожан. Небольшая гарнизонная Михайловская церковь на Рыцарской улице была перестроена и освящена в 1734 г. [359] как собор во имя Преображения Господня. По-видимому, ремонт здания состоял, главным образом, в постановке иконостаса и не касался капитальной перестройки здания. До 1830 г. церковный пол был на три ступени ниже поверхности земли и состоял почти из одних надгробных плит. Вдоль стен располагались скамейки, а против алтаря у западной стены находились обширные хоры, на которых прежде стоял орган. Окна были высокие, готические, стекла мелкие, высокая сплошная кровля покрыта черепицей. Все это напоминало, конечно, лютеранскую кирку, и, несмотря на ряд ремонтов, внешний вид храма почти не изменился[360]. Самая значительная перестройка собора осуществлялась за счет казны вследствие указа Санкт-Петербургской Духовной консистории в 1776 г., свой окончательный вид Преображенский собор приобрел после капитальной перестройки в 30-е гг. XIX в. Представляет художественную ценность иконостас собора работы известного московского мастера Ивана Зарудного. В 70-е гг. ХХ в. на средства Московской патриархии в соборе установлено центральное отопление.


Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. 1783. Тарту
Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. 1783. Тарту

Первым настоятелем собора, еще когда это была Феодоровская церковь, стал протоиерей Василий Васильев. Он служил, по-видимому, до 1730 г. Следующему настоятелю протоиерею Парфению Никонову в декабре 1731 г. архиепископ Псковский и Нарвский Варлаам предписал ревельскую соборную церковь освятить по Требнику и о том донести. Указ озаглавлен «Града Ревеля собороння Феодоровской церкви протопопу Парфению Никонову» [361]. Он же являлся председателем Эстляндского духовного правления с 1731 по 1751 г.


Церковь во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. Архит. Л. Руска. 1822–1827. Таллин
Церковь во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. Архит. Л. Руска. 1822–1827. Таллин

Из настоятелей более позднего времени[362] известен протоиерей Иоанн Недешев. Его заботами соборный храм был капитально перестроен. Иоанн Филиппович Недешев родился в 1788 г., окончил Владимирскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную Академию. В 1814 г. был рукоположен в священники ревельского Преображенского собора. Через два года стал настоятелем Никольской церкви, а с 1826 г. уже в сане протоиерея (с 1821 г.) поставлен настоятелем ревельского Преображенского собора. В 1831 г. переведен в Санкт-Петербург законоучителем в Смольный институт. Протоиерей Иоанн Недешев был человеком образованным и деятельным, к украшению собора сумел привлечь таких знаменитых художников, как академик А. Венецианов. В его мастерской были написаны иконы Воскресение Христово, сошествие Святого Духа на апостолов, Рождество Христово и Распятие. Впоследствии к Преображенскому собору были приписаны три храма: один, находящийся в соборной ограде, в честь Владимирской иконы Божией Матери, другой в честь обновления храма Воскресения Христова в Вышгородском тюремном замке и домовая церковь святых праведных Захария и Елисаветы в имении князя Волконского, а также часовня на косе.

Скорее всего Владимирская церковь была построена около 1773 г. на добровольные пожертвования. Богослужения совершались здесь и в зимнее время, поскольку Преображенский собор до 1829 г. не имел печей, а Владимирская церковь называлась Теплой. С 1840 по 1887 г. она называлась Бригадной церковью, потому что в ней часто, особенно Великим постом, совершалось богослужение полковыми священниками квартировавших в Ревеле пехотных полков. Впоследствии в этом храме часть соборного прихода образовала особый эстонский приход с совершением богослужения на эстонском языке. Часовня на Косе была построена уже в 1842 г. [363] на месте ветхой церкви святого Феодора Стратилата (до 1732 г.). В этой церкви в 1736 г. священник Петр Ильин венчал коменданта Пернова Ганнибала (предка А. С. Пушкина) с немкой Шеберг при жизни законной жены его Евдокии Андреевны[364]. Церковь в честь обновления храма Воскресения Христова была построена в 1837 г. в третьем этаже тюремного замка в довольно тесном помещении и позднее была перенесена в более просторное (1890). Домовую церковь в имении князя Волконского построил бывший шеф жандармов и начальник III Отделения граф Бенкендорф в 1835 г.

Прихожанами православных приходов в Эстляндии в то время были в основном русские, православные по рождению. Случаи принятия православия местными эстонцами были сравнительно немногочисленны, так как лютеранская Церковь и помещики всячески чинили этому препятствия, и крестьянин исповедовал веру того помещика, на земле которого жил. Православные приходы возникали в первую очередь там, где стояли русские гарнизоны и селились русские купцы и ремесленники.

В 1721 г. в Ревеле построили деревянный гарнизонный храм в честь Рождества Богородицы (Казанская церковь) [365]. Заложена она была в год окончания Северной войны командиром местного полка полковником Шаховским. Вначале церковь была полковой 21-го и 3-го Егерских полков и 91-го пехотного Двинского, позднее при ней образовался приход из ремесленного и рабочего люда. Еще через год в городе появилась другая гарнизонная церковь, называвшаяся Троицкой госпитальной.


Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Казанская). 1721. Таллин
Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Казанская). 1721. Таллин

До 1748–1750 гг. на острове Эзель не было православного прихода и постоянного священника. Небольшой русский гарнизон, а также некоторых поселившихся на острове русских торговцев и ремесленников
с семьями окормляли командированные священники[366]. Были нередки случаи, когда православные, «плотники и другие промышленники, снискивающие себе пропитание через заработки, нередко за неимением в тех местах православного священника или за отдаленностью мест» были вынуждены обращаться для исполнения треб к лютеранским пасторам. В 1748 г. первый священник Аренсбургской церкви на острове Эзель уведомлял Псковскую консисторию, что у его прихожан имелись дети, крещенные лютеранскими пасторами, но впоследствии помазанные святым миром священником Суздальского полка. Подобные ситуации возникали нередко и в других местах Лифляндии, поэтому Главная лифляндская лютеранская консистория через Юстиц-коллегию предложила Синоду решить, «как поступать пасторам в помянутых случаях — крестить или же отказывать просителям в крещении? По силе догматов лютеранской веры чужих вер детей по требованиям их родителей крестить можно без сомнения, несмотря на то что они воспитаны будут в той вере, в которой находятся их родители. Напротив сего состоялись высочайшие указы, которыми накрепко подтверждено, чтобы греческого исповедания людей не принимать ни к лютеранскому, ни к другим законам». В ответ на этот вопрос Святейший Синод постановил, что «дозволения дать не может, а если паче чаяния где-либо уже окрещены лютеранскими пасторами дети оных плотников и других благочестивых людей, о том рассмотрение и решение учинить его преосвященству (т. е. архиепископу Псковскому Симону (Тодорскому) — ред.) и впредь того не допущать под страхом достойного по указам суждения и штрафа» [367]. Кроме того, Святейший Синод распорядился, чтобы те православные плотники и работники, о которых шла речь в запросе, состояли и жили в тех местах Лифляндии, где имелись православные церкви или вблизи от них. Преосвященный Симон повелел Псковской консистории послать указы и велеть православным священникам по сношению с Лифляндской лютеранской консисторией детей, крещенных лютеранскими пасторами, помазать святым миром, а впредь до крещения рождающихся детей православной веры лютеранских пасторов отнюдь не допускать[368].

По ходатайству Псковского епископа Симона[369], в границы епархии которого входил остров Эзель, последовал указ императрицы Елизаветы Петровны о постройке на острове православного храма и выделении для этого средств. Этот храм святителя Николая Чудотворца в Аренсбурге одновременно стал церковью Первого Московского полка и находился в самой крепости города. Богослужение в ней совершалось в течение 40 лет. Первым ее священником был рукоположенный епископом Симоном псковский диакон Семен Заклинский, который прибыл на остров в 1748 г. В 1784 г. императрица Екатерина II по причине того, что церковь обветшала, повелела построить новый православный храм и выделила для этого средства. К 1790 г. новый храм был построен и освящен[370].

В 1752 г. в имении Ряпина была построена церковь святых Захария и Елисаветы[371], в 1788–1804 гг. построен православный каменный храм во имя великомученицы Екатерины в г. Верро (Выру) [372], в 1820–1830 гг. Покровская церковь в деревне Нос (Нина) на берегу Чудского озера, а также, по-видимому, и в Черных горах (Муствеэ), в документах за 1840–1841 гг. они упоминались как уже давно существовавшие. Вскоре после Северной войны был построен православный храм в селе Сыренец на берегу Чудского озера, в исторических источниках указывалось, что с 1818 г. в этой церкви хранилась явленная Пюхтицкая икона, которую ежегодно к 15 августа отсюда за 25 км носили на Богородицкую гору, где у источника была построена часовня[373]. Этот храм, разрушенный в годы Великой Отечественной войны, ныне восстановлен.




[354]  Историко-статистическое описание. 1893. Вып. 1. С. 174.
[355]  Hupel A. W. Topographische Nachrichten von Lief- und Estland. Bd 1. S. 281.
[356]  Историко-статистическое описание. 1893. Вып. 1. С. 175.
[357]  Там же.
[358]  Там же. С. 176.
[359]  Эту дату приводит в своей книге свящ. К. Тизик (История ревельского Преображенского собора. С. 28). В «Историко-статистическом очерке ревельского Преображенского собора» (Ревель, 1869) опубликована надпись на восьмиконечном дубовом кресте, находившемся в алтаре собора: «Царь Славы. Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, при державе Благочестивейшей великой Государыни Императрицы Анны Иоанновны всея России, по благословению великаго господина, преосвященнаго Варлаама, архиепископа Псковскаго и Нарвскаго, в лето от Рождества Христова 1732, индикта 10, месяца ноемврия во 12 день, на память иже во святых отца нашего Иоанна Милостиваго, архиепископа Алексеидрийскаго» (с. 11). То есть освящение храма относится к 1732 г.
[360]  Тизик К. История ревельского Преображенского собора. С. 29.
[361]  Там же. С. 147.
[362]  Свящ. К. Тизик приводит в своей книге список всех священников, о которых известно, что они служили в Преображенском соборе (История ревельского Преображенского собора. С. 146—170).
[363]  По данным брошюры «Ревельский Преображенский собор» (Рига, 1886) она построена в 1840 г. Но свящ. Тизик считает, что часовня построена еще ранее.
[364]  См.: Опатович С. И., прот. Евдокия Андреевна Ганнибал. 1731—1752 гг. // Русская старина. 1877. № 1. С. 73.
[365]  Осипов А. 225-летие таллинской Казанской церкви. 1721—1946. Таллин, 1946. С. 4.
[366]  Аренсбург, город на острове Эзель, взят русскими 15 сентября 1710 г., но в следующем году гарнизон был выведен, а крепость взорвана. Только после Ништадт-ского мира (1721) Эзель с близлежащими островами был присоединен к России. Тогда же Псковская консистория, согласно рапорту рижского протоиерея, командировала туда с полком аренсбургского священника (Историко-статистическое описание церквей и приходов Рижской епархии. 1893. Вып. 1. С. 177).
[367]  Там же. С. 178.
[368]  Указ Псковской консистории от 30 апреля 1748 г. // Там же.
[369]  Он пользовался особым доверием императрицы, поскольку преподавал Закон Божий наследнику престола Петру III и его невесте — великой княжне Екатерине Алексеевне.
[370]  Историко-статистическое описание церквей и приходов Рижской епархии. 1893. Вып. 1. С. 177-180.
[371]  Там же. С. 180.
[372]  Там же. С. 181.
[373]  Пюхтицкий Успенский женский монастырь. Рига, 1898. С. 4.
Ссылки по теме
Форумы