Открытие Рижского викариатства

С восшествием на престол императора Николая I правительство стало проявлять большое внимание к активной деятельности в Прибалтике старообрядческих общин. О раскольниках собирались разного рода сведения, производились обследования, и было установлено, что борьба с расколом в крае не велась, нет единоверческой церкви, среди беспоповцев многие нарушали законы о браке, о воспитании детей. Безуспешными оказались меры, которые предпринял для обращения раскольников в православие или единоверие в 1832 г. епископ Нафанаил[628]. В связи с этим 13 июня 1836 г. император Николай I поручил Святейшему Синоду обсудить, «что полезнее для православной Церкви в Лифляндии и Курляндии: открытие ли самостоятельной архиерейской кафедры или же учреждение викариатства Псковской епархии?» Святейший Синод предпочел образовать викариатство, которое было утверждено 14 сентября 1836 г. [629] Епископ Старицкий Иринарх, оставив Тверскую епархию, стал первым Рижским викарием и прибыл в Ригу в первых числах ноября 1836 г.

Священный Синод поручил Псковскому архиепископу Нафанаилу пересмотреть инструкцию, выданную Пермскому викарию, приспособив ее к особым условиям Лифляндской и Курляндской губерний. Архиепископ Нафанаил в своем рапорте Священному Синоду особо выделил 15-й пункт инструкции о православной миссии. «Определенный там миссионер действует хотя с благоразумием и должной ревностью, но не с такими успехами, как в других местах Псковской епархии священники. Причиною сего, сколько я мог узнать, было то, что назначение и цель миссионера, сделавшись известными раскольникам, возбуждают в них опасение и заставляют их предпринимать против миссионера свои предосторожности, между тем как священники, не оглашаемые сим именем, скорее сближаются с ними и удобнее выводят их из заблуждений. А потому не будет ли благоугодно Св. Синоду миссионерство сие прекратить. К сему побуждаюсь я более тем, что викарий, по цели назначения его заменяя собою оное миссионерство и входя в дело сие ближе, может распоряжаться при содействии моем с пользою несравненно большею» [630]. Такими миссионерами в самом широком смысле и явились в Лифляндской и Курляндской губерниях преосвященный Иринарх — для раскольников, преосвященные Филарет I и Платон — для коренного населения края, латышей и эстов лютеранского вероисповедания.




[628]  Историко-статистическое описание церквей и приходов Рижской епархии. 1894. Вып. 2. Ч. 1. С. 6.
[629]  Сборник статей и материалов по истории Прибалтийского края. 1880. Т. 3. С. 546.
[630]  Цит. по: Веселое П. Духовное правление во время Рижского викариатства // Рижские епархиальные ведомости. 1898. С. 28—29.
Ссылки по теме
Форумы