Труды преосвященного Филарета и деятельность православного духовенства по укреплению православия в крае

Оценивая успехи православной миссии в Прибалтийском крае, можно сказать, что жатва была обильной, но жнецов на ниве православия мало: епископ Филарет и не более десяти священников, из которых местным языком владели только ряпинский и чернопосадский. Там, где желающих присоединиться было особенно много, епископ Филарет организовал передвижные походные церкви, например в Загнице (Сангасте), куда приходили также крестьяне из окрестностей. За шесть дней после указа (с 5 октября 1845 г.) в этой церкви было присоединено к православию 244 человека[461]. Согласно докладу чиновника генерал-губернатора Валуева, в Дерпте священник Березский ежедневно присоединял людей к православию и в период между 22 и 26 октября 1845 г. им было принято в православие 787 человек[462].

В Верроском уезде особенно успешно шло присоединение в ряпинской церкви, где священник Верхоустинский владел эстонским языком. С 23 сентября и до середины октября ежедневно присоединялось по 35–50 человек, к концу года было принято в православие 644 мужчины и 432 женщины[463].

В православной церкви в деревне Нос на берегу Чудского озера присоединенных в первое время было немного, но храм в посаде Черный играл в движении большую роль, особенно для крестьян лютеранских приходов Торма, Бартоломей и Лайс. Пастор Яннау в своей хронике неоднократно сетовал на активную деятельность священника чернопосадской православной церкви, присоединившего более 1000 эстонских крестьян[464]. Среди них были особенно распространены рассуждения о том, что «русская вера старше» и «сильнее» [465]. Одна эстонская крестьянка в беседе с пастором, который пытался ее убедить не принимать православия и ругал греко-православную веру, спросила: «На каком языке был написан Новый Завет, не на греческом ли? Как же тогда может быть греческая вера неправильной — она же из нашей греческой книги... Из греческой книги и греческая вера» [466]. Православные священники (в Дерпте, в Черных горах и др.) неизменно разъясняли присоединяющимся, чтобы они не ожидали от принятия православия никаких земных благ.

Православные священники хорошо понимали, что за их деятельностью с враждебностью следят местные власти и пасторы, поэтому старались быть особенно осмотрительными. Перновский священник Кукин принимал заявления от эстонских крестьян только в присутствии полицейского чиновника Мейера[467]. Так же поступали и посланные епископом Филаретом в помощь ему священники Александровский и Верещагин, ведь желающих присоединиться было очень много. В Дерпт и Верро епископ Филарет командировал учащихся Псковской духовной семинарии. Весной 1846 г. заботами епископа были открыты церкви в Феллине и Оберпалене (Пыльтсамаа), сыгравшие важную роль в движении[468].

Много усилий затратил епископ Филарет по изданию на местных языках православных книг. До ноября 1845 г. крестьянам было роздано до 16 000 экземпляров[469]. Попечитель Дерптского учебного округа докладывал обер-прокурору Протасову о необходимости затормозить распространение изданных на латышском и эстонском языках молитвословов, катехизисов и текстов литургии, поскольку существовала опасность покупки всех экземпляров пасторами для уничтожения[470].

Введение полугодового проверочного срока значительно замедлило процесс присоединения. К 1 августа 1846 г., по данным Х. Крууса за семь месяцев, в Лифляндии к православию было присоединено 12598 человек (6285 эстонцев и 6313 латышей), преимущественно дети уже принявших православие родителей[471]; изъявивших желание, т. е. тех, кто ожидал своей очереди,— 50462 человека (из них 40463 эстонца и 9999 латышей) [472].


Библия. Ревель, 1739 г. Первое издание на эстонском языке. Тит. л.
Библия. Ревель, 1739 г. Первое издание на эстонском языке. Тит. л.

К концу 1846 г. епископом Филаретом были открыты новые православные приходы в Загнице, Элиствере, Кавелехте, Вана-Прангли. В последнем особенно успешно трудился священник Иоанн Лебедев, присоединивший к православию более 57% всех жителей прихода[473]. По утвержденному весной 1846 г. плану в губернии предусматривалось построить 25 новых православных церквей, из них 10 в эстонской части: в Верроском уезде — в Верро, Ряпине, Хаанья, Кяхри, Каруле; в Дерптском уезде — в Дерпте, в посаде Черный, в деревне Нос, Загнице, Соонтаге, Кастолатси, Кавильзе, Мяэмызе; в Феллине и Оберпалене; в Пернове[474]; на острове Эзель в Ямбурге. К концу 1846 г. в храмы, где не было священников, получили назначения: в Мяэмызу — Стефан Бежаницкий, в Соонтага — Косма Мураевский, в Кяхри — Михаил Никольский, в Кастолатси — Михаил Шишаев. В Перновский уезд во вновь открытые церковные приходы получили назначения священник Иоанн Еленин в Яагупи-Удувере, священник Киприан Сарнет — в Овельгунне (Киялинги), где в 1847 г. началось присоединение крестьян к православию.


Новый Завет. Ревель, 1715. Первое издание на эстонском языке. Тит. л.
Новый Завет. Ревель, 1715. Первое издание на эстонском языке. Тит. л.

В 1847 г. были открыты новые приходы и назначены священники в Верроском уезде: в Харгла-Мынисте (священник Иоанн Колон), в Вана-Антсла (священник Илия Соловский); в Дерптском уезде: в Камбья-Прангли (священник Иоанн Лебедев), в Лаатре (священник Илия Уберский); в Феллинском уезде (священник Алексий Малов), в Колга-Яани (священник Тимофей Дьяконов), в Талиствере (переведен священник Михаил Шишаев); в Перновском уезде: в Тыстамаа (священник Петр Тимофеев), в Вяндра-Кяру (священник Василий Карзов), в Халлисте-Каркси (переведен священник Киприан Сарнет) и Аудру (священник Александр Горский) [475]. На острове Эзель к осени 1846 г. были открыты приходы в Кихельконне, в Пайде и на острове Моон, а к весне 1848 г. еще в Анзекюле и Карье. К 1 апреля 1848 г. в Южной Эстонии действовало 35 православных приходов, из которых 28 было новых, открытых в течение последних двух лет; к ноябрю того же года число приходов возросло до 46[476].

Эти данные говорят о том, насколько активно шло присоединение крестьян к православию, но это был только первый шаг, который следовало подкрепить строительством в новых приходах церковных храмов и домов для причта. Однако работа затягивалась, и к осени 1847 г. новый храм был воздвигнут только в Феллине, подведены под крышу церкви в Хаанья, Каруле и Олуствере. В 1848 г. они были закончены и, кроме того, построены церкви в Соонтаге, Ильмьерве и Оберпалене, начато строительство в Кяхри и Кастолатси. Эти новые храмы были маленькие, в большинстве своем из дерева, вмещали не более 200–300 человек, архитектура и отделка оставляли желать лучшего[477].

Православным священникам приходилось окормлять свою новокрещеную паству в сложных условиях. Прежде всего они должны были стать миссионерами, распространять и утверждать православную веру среди эстонских крестьян, не зная их языка и обычаев. Зачастую они служили в неприспособленных для этого небольших помещениях, получая очень ограниченные денежные средства. Немало усложняло положение и то, что окружение из помещиков и лютеранского духовенства относилось к ним явно враждебно, так же враждебно относились и местные органы власти — чиновники из немцев или их пособники.

Владыка Филарет уделял значительное внимание духовенству своего викариатства. Его беспокоило бытовавшее мнение о низком уровне образованности православных священников. Вполне понятно, что православное духовенство обязано было с достоинством отвечать на насущные вопросы церковно-богословского характера, возникавшие в крае. Преосвященный Филарет написал в помощь пастырям статью «О церкви как посредствующем начале освящения». Она была одобрена петербургским цензурным комитетом и, по-видимому, предназначалась в качестве догматического пособия для православных пастырей викариатства. Специально для них он составил «Краткое изложение несогласных мыслей лютеранства и православия с оправданиями последнему против первого» и обещал разослать своим священникам, чтобы они «могли давать ответ вопрошающему о вере». «Теперь, — объяснял владыка Филарет в письме к преосвященному Иннокентию,— обстоятельства и позволяют и требуют того, тогда как доселе одни требовали, другие решительно запрещали» [478]. Составленное преосвященным Филаретом «Полное содержание руководства для борьбы с ожесточенными пасторами» было разослано священникам в 1847 г. под заглавием «Сличение лютеранства с православием». Об актуальности и действенности этого труда архипастыря свидетельствуют сами протестантские пасторы. Сочинение это через три дня после выхода его из-под пера автора было переведено на немецкий язык, и рассказывают, что даже немцы отдавали должное уму преосвященного, хотя, разумеется, большая часть пасторов ругала автора и не соглашалась с ним[479].

Исключительно много заботился епископ Филарет о подготовке священников. С этой целью он стремился привлечь в свое викариатство воспитанников Московской Духовной Академии. Еще в 1842 г. он писал своему другу протоиерею А. В. Горскому: «Господа ради прошу вас, прошу всю братию, прошу о. ректора: пришлите питомцев ваших; истинно говорю, что это будет несомненным благом для Церкви» [480]. В 1847 г. владыка обращался с подобной просьбой даже к Московскому митрополиту Филарету, который в одном из своих писем (в 1848 г.) отвечал ему: «Прежде всего, позвольте поспорить против вашей мысли, что вам тягостно было беспокоить меня докукою о кандидатах священства, и будто тягостно даже для совести. Для совести тягостно было бы, если бы вы из человекоугодия, чтобы не беспокоить меня, не требовали от меня нужного для общественной пользы... Требование ваше я предложил академическому правлению и начинал беспокоиться, что не спешат, и располагаю обеспокоить подтверждением. Жалею, что не очень удобно исполнять требования сего рода. В Москве особенно крепко прирастают люди к месту и неохотно позволяют оторвать себя» [481]. В письме к другому знаменитому святителю Иннокентию (Борисову) 21 сентября 1847 г. епископ Филарет предлагал разместить по приходам воспитанников академии, изъявивших желание приехать в Прибалтийский край. «Об академистах мое мнение такое: один в г. Феллин, другой в г. Пернов (если выведен будет Кукин), третий — в Дерпт на место священника Тишинского, которому дано будет другое место, четвертый к барону Вольфу по его желаниям, пятого на остров Эзель» [482].

В письме к протоиерею Горскому епископ Филарет старался представить положение священника в своем викариатстве как чрезвычайно привлекательное. «Здешние прихожане очень любят священников. Доход священника при лучшей здешней церкви (кроме жалованья) простирается до 1200 руб. Теперь назначается прибавка жалованья не столько по бедности здешних приходов (в особенности рижских), сколько из желания поставить здешнее духовенство на видные места, чтобы иноверие не могло указывать на недостатки жизни в упрек православию. Преосвященный Псковский Нафанаил прямо писал в Синод, что рижское духовенство более имеет удобств, чем какой-либо приход в Псковской епархии, и отказывался прибавлять жалованье. Квартиры для духовенства здесь казенные, т. е. приобретенные прихожанами для церкви. Это, конечно, не малость, особенно на первых порах» [483]. Однако на самом деле положение приходских священников в Рижском викариатстве не было столь привлекательным. «Древнеправославные причты получали содержание следующее: священник 300 руб., диакон 150 руб., дьячок 70 руб. и пономарь 60 руб.; духовенству же эсто-латышскому при епископе Филарете по положению 1845–1846 г. отпускалось из казны: священнику 400 руб. жалованья и 300 руб. на разъезды, каждый причетник получал по 120 руб.» [484].


Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский и Таврический. Литография П. Бореля. 2-я пол. XIX в.
Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский и Таврический. Литография П. Бореля. 2-я пол. XIX в.

Нет ничего удивительного в том, что преосвященный Филарет часто напоминал высшему начальству о необходимости увеличения содержания православному духовенству края и жаловался на недостаток денег. Он непрестанно ходатайствовал перед вышестоящими инстанциями, чтобы в Лифляндию присылали хорошо подготовленных выпускников духовной академии. Его просьбы частично были удовлетворены, священники с академическим образованием появились с начала 1848 г., и к концу года их было уже 9 человек (Карелин, Еленский и др.).

Но еще более целесообразным, чем приглашение образованных священников из других епархий, считал епископ Филарет подготовку кандидатов на священнослужительские должности в самом крае. Еще в 1845 г. задумал он учредить в Риге собственное духовное училище для подготовки таких кандидатов. Существовавшее в то время начальное училище при Петропавловской церкви было, очевидно, недостаточным. В 1845 г. владыка выработал проект нового училища, в основу которого положил мысль о «взаимном сближении разноплеменных воспитанников при преподавательском языке русском». 11 февраля 1846 г. император Николай I утвердил проект и повелел открыть в Риге пятиклассное духовное учебное заведение (с двухгодичным курсом в каждом классе) с программой, близкой семинарской (исключающей только такие предметы, как греческий, еврейский языки и некоторые другие).

В марте 1846 г. епископ Филарет предпринял первые шаги для организации православного духовного училища в Риге. Генерал-губернатор распорядился подобрать из числа православных мальчиков, имеющих хорошее здоровье, 10 эстонцев и 10 латышей для зачисления в организуемое училище[485]. Поиски здания затянули его открытие до 1 сентября 1847 г. Учащиеся на первых порах совершенно не понимали друг друга[486]. Ректором новооткрытого училища был назначен протоиерей Вл. Назаревский, направленный в Ригу по воле Московского митрополита Филарета после окончания курса в Московской Академии в 1844 г. Автор его краткой биографии писал, что протоиерей Вл. Назаревский «был посвящен во все самые сокровенные дела: был первым другом, советником, помощником Филарета. Ему поручалось составление секретных донесений в Святейший Синод, переговоры с чиновниками Министерства внутренних дел и генерал-губернатора, ему давались самые трудные поручения. В то же время он управлял двумя духовными училищами (второе эсто-латышское), с большим успехом проповедовал в соборе, был восприемником многих тысяч новоприсоединенных, принимал участие в освящении храмов, учил новопоставленных священников, как совершать богослужение» [487].


Церковь во имя свв. апостолов Петра и Павла. 1780–1785. Рига
Церковь во имя свв. апостолов Петра и Павла. 1780–1785. Рига

Епископ Филарет принимал всяческие меры к тому, чтобы найти подходящих людей для священнослужения из числа самих эстонцев. Первыми такими священниками стали И. Колон и К. Сарнет. Яан Колон был в то время молодым школьным учителем в деревне Тоолсу прихода Тиммо. Крестьяне отзывались о нем как об очень хорошем человеке. Когда все в деревне стали присоединяться к православию, он записал в православие свою жену и детей, но сам из осторожности оставался лютеранином. Однажды на молитве в школе он позволил одному учителю, принявшему православие, хвалить православную веру, и за это пастор Пыльваского прихода прогнал его с должности. Тогда Колон перешел в православие и стал учителем православной церковноприходской школы, а в 1846 г. был рукоположен в священника и позднее нес пастырское служение во многих православных приходах Южной Эстонии. Киприан Сарнет до перехода в православие работал в Сауге и Уулу управляющим имением. После присоединения к православию уехал в Ригу, где был посвящен в сан священника и служил настоятелем приходов в Овельгунне, Каркусе (Каркси), Аудерне (Аудру) [488].




[461]  Kruus H. Talurahva kaarimine Louna-Eestis XIX sajandi 40-ndail aastail. L. 203.
[462]  Ibidem.
[463]  Ibid. L. 204.
[464]  Ibidem.
[465]  Ibid. L. 218. 581
[466]  Jannau H. G. v. Vene-oigeusu tulekust Louna-Eestis 1845—1846 a. L. 72.
[467]  Kruus H. Talurahva kaarimine Louna-Eestis XIX sajandi 40-ndail aastail. L. 270.
[468]  Ibid. L. 271.
[469]  Филарет, en. Рижский. Православное дело в Прибалтийском крае в 40-х годах // Странник. 1884. Январь. С. 57.
[470]  С. 501 наст. изд.
[471]  Kruus H. Talurahva kaarimine Louna-Eestis XIX sajandi 40-ndail aastail. L. 280.
[472]  Ibidem.
[473]  Ibid. L. 373.
[474]  Ibid. L. 295-297.
[475]  Ibidem.
[476]  Ibid. L. 297.
[477]  Ibid. L. 299.
[478]  К биографии преосвященного Иннокентия, архиепископа Херсонско-Тавриче-ского // Христианское чтение. 1884. № 7-8. С. 107-108.
[479]  Хорошунов Ф., свящ. Филарет, архиепископ Черниговский // Русская старина. 1881. № 4. С. 793.
[480]  Письма Филарета, архиепископа Черниговского к протоиерею А. В. Горскому // Прибавления к изданию Творений святых отцов. М., 1884. Т. 33. № И. С. 564.
[481]  Хорошунов Ф., свящ. Филарет, архиепископ Черниговский // Русская старина. 1881. № 4. С. 792-793.
[482]  Христианское чтение. 1884. № 7-8. С. 106.
[483]  Прибавления к изданию Творений святых отцов. 1884. Т. 33. № 11. 562.
[484]  Хорошунов Ф., свящ. Филарет, архиепископ Черниговский // Русская старина. 1881. № 4. С. 793, а также см.: П-в. П. И., прот. Об улучшении быта православного духовенства Рижской епархии // Православное обозрение. 1863. № 12. С. 15—19. Автор статьи считает, что причты этой епархии получали от казны содержание, превышающее жалование причтов других епархий.
[485]  Kruus H. Talurahva kaarimine Louna-Eestis XIX sajandi 40-ndail aastail. L. 279.
[486]  Учреждение Рижской семинарии // Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. 1882. Т. 4. С. 594.
[487]  Памяти протоиерея Вл. Г. Назаревского. М., 1881. С. 5—6.
[488]  Kruus H. Talurahva kaarimine Louna-Eestis XIX sajandi 40-ndail aastail. L. 305-306.
Ссылки по теме
Форумы