Необходимость новой веры

Протоиерей Н. Лейсман, оценивая начало нового движения за присоединение к православию, писал, что «народу необходима была новая вера, нужны были и средства к жизни. Вообще вопрос о религии в Остзейском крае тесно связан с аграрным вопросом. Но народ стал теперь уже строго разделять эти две вещи: он просил только одной веры из опасения не получить ничего. Правда, было и теперь еще много таких, которые по присоединении к православию ожидали и некоторых земных выгод, как, например, предоставления им работы и хлеба, освобождения от долгов и от обязанностей по отношению к прежним обществам. Большинство же хотя и питало надежду на улучшение своего быта, но не вследствие принятой новой веры, а в силу чувства законности и справедливости. Пока же оно с радостью спешило воспользоваться только тем, что было дозволено ему на первый раз, то есть верой. Вот почему народ молчал, голодая; вот почему второе движение отличается спокойным и чисто религиозным характером. Антиправославная партия, имея в своих руках полицию и суды, при всех своих усилиях не могла отыскать «бунтовщиков» и «агитаторов». Все чиновники особых поручений, командированные в край, единогласно докладывали начальству, что нигде не обнаружили беспорядков, что все движение носит чисто религиозный характер» [549].




[549]  Лейсман Н., свящ. Судьбы православия в Лифляндии. С. 51.
Ссылки по теме
Форумы