Образование Ливонского ордена

Другое сокрушительное поражение войска Ордена потерпели в 1236г., возвращаясь из набега на Литву. Они были встречены объединенными силами литовцев и латышей в болотах у города Шауляй и наголову разбиты. Погиб весь высший состав Ордена меченосцев.

Потерпев поражение на востоке и неудачи на юге в борьбе с литовцами, ливонские меченосцы обращаются «в жалобных письмах к папе Григорию IX» с просьбой о соединении Ордена братьев-меченосцев с Орденом тевтонских рыцарей, чтобы скорее «уничтожить победоносною рукою враждебные силы противников» [169].

«Святейший папа с общего совета кардиналов решил соединить оба Ордена», и 12 мая 1237 г. совершился торжественный акт их слияния в Ливонский орден[170], но и этого оказалось недостаточно для обращения в католичество прибалтийских народов. Папа нашел подкрепление в Швеции — большое войско крестоносцев во главе с Биргером.

В 1238 г. Орден заключил Стенбийский договор с датским королем Вальдемаром II. По этому договору Орден обещал не претендовать на земли, которыми король уже владел, а, напротив, всячески способствовать новым приобретениям; без позволения и повеления папы Орден не будет воевать против христиан. Тех же условий по отношению к Ордену обещал придерживаться и король.

Но папе Римскому стали поступать жалобы на Орден. Так, прокураторы Рижского архиепископа Иоанна III обвиняли Орден в том, что «он всецело стремится к стяжанию имения (temporalium) и расширению собственной власти, пренебрегает подавлением язычников, иногда даже притесняет христиан ливонских и правую веру при помощи неверных и преследует их как врагов, что магистр и братья со времени соединения Орденов совершали большие грабежи, похищения, вымогательства, возмущения, нестерпимо оскорбляли и тиранили новообращенных и разграбляли их имущество, что в землях братьев рыцарства не только прекратилось совершенно распространение христианства, но что даже во многих местах и у многих народов вера христианская претерпела невознаградимые потери, что весь земигальский народ был обращен в христианство до соединения Орденов и имел собственного епископа, но после этого отрекся от принятой веры и продолжает блуждать во тьме язычества» [171].

Примерно в это же время эзельский клир и народ просили у своего епископа защиты от братьев-рыцарей, которые «разграбили и опустошили огнем все владения этого епископа и разрушили множество церквей, разграбили алтари, переломали образа Бога и Девы Марии, сожгли богадельни и учинили б?ольшие жестокости, чем сами неверные» [172].
В подобных свидетельствах не исключены и преувеличения, но все же общее представление о деятельности Ордена они дают. Лютеранский церковный историк Герман Дёрриес, оценивая деятельность Ливонского ордена, справедливо отмечал «фанатизм веры, который отравляет Евангелие любви Божией, разделяет глубже, чем любой другой грех, стоящий между людьми» [173].




[169]  Ливонская хроника Германа Вартберга // Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. 1879. Т. 2. С. 91.
[170]  Там же. С. 43, 91.
[171]  Цит. по кн.: Трусман Ю. Введение христианства в Лифляндии. С. 282. Папская булла от 15 июля 1256 г. наставляла миссионеров: «Обращение должно быть добровольным, без принуждения; Бог не принимает служения по принуждению» (РИВ. 1/1. №329).
[172]  Трусман Ю. Введение христианства в Лифляндии. С. 282.
[173]  DorriesH. Fragen der Schwertmission // Baltische Kirchengeschichte / Hrsg. von R. Wittram. Gottingen, 1956. S. 21.
Ссылки по теме
Форумы