Курс на онемечивание края

Это были прямые нападки на православие, но прибалтийские немцы готовы были на все, потому что видели в онемечивании края и поднятии престижа лютеранства в глазах народа насущную необходимость. Помещики старались создать особые условия для крестьян-лютеран, дворянство развивало кипучую деятельность по устройству различных литературных, культурных и просветительских обществ. Гордые и высокомерные пасторы теперь стали доступны для прихожан, обустраивали кирки, издавали для народа книги о своей вере, внушая неприязнь ко всему русскому и православному. Пастор Вальтер, высланный из края в 1846 г. за враждебную православию деятельность, возвратился в качестве суперинтенданта и 9 марта 1864 г. на ландтаге в Риге торжественно давал наставления: «Лифляндия должна быть исключительно немецкой страной, поэтому главнейший долг совести и патриотизма составляет ограждение прав лютеранской Церкви и немецкой народности. Из сожаления к исчезающим из истории человеческим расам мы старались поддерживать их национальность, но да дарует нам Бог отпущение. Между нами не должно быть ни эстов, ни латышей, ни русских: в Лифляндии могут и должны быть только одни немцы. Чтобы не уставать в этом деле, необходимо поддерживать постоянные сношения с германской народностью, потомки будут нам за это благодарны» [651]. Позднейшая история наглядно показала, насколько укоренившимися и популярными стали эти идеи и к каким бедствиям они привели на протяжении первой половины XX столетия.

В деле онемечивания Прибалтийского края особенное внимание уделялось народному образованию и школам: помещики не скупились на средства, а пасторы заботились о том, чтобы из учебных заведений выходили поборники всего лютеранского и немецкого. К 60-м гг. в Лифляндии открыли три семинарии, около 300 народных лютеранских училищ, немного меньше их было в Эстляндской губернии.

Результаты дружно проводимой кампании не заставили себя долго ждать. В приходе Халлисте крестьянин Туйм открыто заявил: «Православная гадкая вера... икону я разбил бы вдребезги»; в Тыстамаа крестьянин Кюзель при свидетелях говорил православному священнику Сарнету: «Вы обманщик и вера ваша пустая, фальшивая»; в Везенберге купец Шимлер в шапке и с сигарой во рту присутствовал на православном богослужении; в Феннерне к дверям церкви прибивали записки с поносящим православие текстом; крестьянин Ребане публично заявил: «Русская вера — тьма, так говорит пастор с кафедры». В 1867 г. в Вербное воскресенье в Дерпте оскверненная икона была прибита к дереву, а церковь обливали водой из пожарного шланга, несмотря на протесты священника; 3 января 1867 г. в Тугалаане крестьянин Сепп, надев конское покрывало, кощунственно совершал обряды водоосвящения и крещения. В Оберпалене было осквернено православное кладбище, останки погребенных свезли на мызный скотный двор. Там же, в Оберпалене, лютеране злонамеренно препятствовали движению крестного хода, избили священника, несшего Евангелие, изо всех сил старались заглушить церковное пение и чтение молитв. В Малуне во время водоосвящения лютеране замутили воду и еловой палкой окропляли православных, а один даже мыл сапоги в иордани[652]. И это только некоторые примеры из дел, по которым проводилось следствие в уездах южной Лифляндии. Подобные случаи были очень распространенными, и православные с сожалением отмечали, что «таким притеснениям крестьяне, быть может, не подвергаются даже в Турции» [653].

Архиепископ Платон, чтобы облегчить жизнь православных крестьян, неоднократно хлопотал о переселении их на казенные земли, требуя для оказавшихся по тем или иным причинам без земли и хлеба участки по 5 десятин на каждого. Его трудами было добыто около 1500 таких участков, он посетил 78 приходов, а также выпустил целый ряд воззваний к своим пасомым, утешая и ободряя их. Эти послания доставили архиепископу Платону много огорчений и, по мнению некоторых исследователей, послужили одной из причин перевода его в 1867 г. на Донскую кафедру[654]. Архиепископ Платон разослал свои послания без разрешения местных цензоров Крузенштерна и Шмидта, которых он не признавал. В ответ немецкое дворянство заявило о незаконном поступке архиепископа, и представителям государственной власти пришлось запретить их распространение как не прошедших цензуру[655].




[651]  Московские ведомости. 2.05.1864. № 97.
[652]  Лейсман Н., свящ. Судьба православия в Лифляндии. С. 82—83.
[653]  Там же. С. 83.
[654]  Сахаров С. К истории православия в Латвии и Эстонии. Рижские православные архипастыри (1836-1936). С. 25.
[655]  Князев А. Псковская и Рижская епархии под управлением преосвященного Платона (Городецкого). С. 24.
Ссылки по теме
Форумы