Волнения крестьян и бегство в Россию

Гнет помещиков и лютеранской Церкви вызывал постоянные волнения крестьян в крае: в Мариенбурге (1639), в приходе Урвасте (1642) в Гапсальском (1671) и Дерптском уездах (1672), на острове Даго (Хийумаа) в Кертель (Кярдла) (1677) и т. д. В 1691 г. выступили крестьяне прихода Хагери в Гарриене, которые протестовали против лютеранской системы «воспитания» народа у позорных столбов, где провинившихся подвергали порке рядом с киркой. Вступившись за крестьян, которых собирались подвергнуть наказанию, они избили мызного управляющего[254]. Источники того времени свидетельствовали, что, например, только в 1695 г. экзекуционные команды из Ревеля направлялись в имения Кооти, Тюри-Аллику, Паболе, Вайде и Леаль. Борьба крестьян против угнетения выражалась в отказе принимать лютеранство и в стремлении соблюдать языческие обряды, а иногда переходила и в открытые выступления, как, например, в приходе Урвасте (1642), где крестьяне сожгли мельницу помещика-лютеранина, который запрудил воду в считавшемся у эстонцев священном ручье Выханду.

Со всех сторон духовенство жаловалось, что крестьяне пренебрегают лютеранскими обрядами, приносят жертвы языческим богам и хоронят покойников на своих древних кладбищах. Причиной этого часто являлась не столько вера в языческих богов, сколько непосильная для крестьян плата за совершение погребального обряда и колокольный звон[255]. В 1644 г. пастор Урвастеского прихода И. Гутслаф с сожалением писал о своей пастве: «Они ничего не ведают ни о Боге, ни о слове Божием, ни о вере Божией, ни о молитвах. Примеры, доказывающие их темноту и суеверия, преклонение перед идолами и колдовской силой, бесчисленны. Большая часть из них представляет собой язычников в полном смысле этого слова; они не ведают о Христе ничего, кроме того, что они крещены» [256]. Из материалов лютеранских церковных визитаций XVI–XVII вв. явствует, что пасторы принуждали эстонских крестьян посещать кирки при помощи штрафов и даже запирали дверь во время проповеди, чтобы никто не ушел до конца службы. Став главенствующей, лютеранская Церковь в своих действиях по отношению к прихожанам настолько напоминала католическую, что эстонские крестьяне в этот так называемый «золотой век» уже не видели между ними «никакой разницы, кроме как в чисто внешних церковных обрядах; по существу, обе эти религии были им одинаково далеки и чужды» [257].

На недовольства и народные волнения лютеранская Церковь ответила запретом строить православные храмы в Прибалтике. К концу шведского владычества в крае осталась только одна православная церковь в Ревеле, но и та находилась в запустении, ключи от храма часто и на продолжительное время отбирались городскими властями, а богослужения запрещались.

Еще в XIII–XIV вв. католическая Церковь поддерживала бытовавшие в народе суеверия о том, что некоторые люди — «колдуны» и «ведьмы» — способны «сглазить» и навести «порчу» на окружающих. Католическая Церковь, разжигая эти суеверия, использовала их для борьбы со своими политическими противниками, в XV в. непокорных крестьян как «колдунов» часто отправляли на костер. В конце XVI и начале XVII в. дикие расправы над «ведьмами» и «колдунами» приобрели особенно большой размах во всей Европе, в том числе и в Прибалтийском крае. Достаточно было сказать, что колдунов нет, как пасторы самого говорившего объявляли колдуном или ведьмой. По утверждениям историков, в этот период в Европе было сожжено и погибло от пыток более 100000 невинных людей. Так, в 1643 г. в Пернове ландгерихт приговорил к смерти за колдовство сразу 11 крестьян, и они под жестокими пытками признали себя виновными в том, что состояли в «цехе колдунов», что запродали душу дьяволу, что они — знахари, оборотни и т. д. и т. п. Всех приговорили к сожжению заживо, а их «главаря — к следующей казни: до отправки на лобное место пытать раскаленными щипцами, на лобном месте раздробить руки и ноги, голову отрубить, насадить на кол и выставить на обочине дороги, все же прочие останки сжечь» [258].




[254]  История Эстонской ССР. Т. 1. С. 441.
[255]  Там же.
[256]  Цит. по: История Эстонской ССР. Т. 1. С. 459-460.
[257]  Там же. С. 460.
[258]  Там же. С. 464.
Ссылки по теме
Форумы