Первый немецкий миссионер Мейнгард

В 1158 г., в устье реки Траве, где граф Адольф II Голштинский в 1138 г. разрушил славянское поселение, герцог Генрих Лев из рода Вельфов основал город, который получил название Любек. Этот город вступил в оживленную торговлю с Востоком, а перевалочным пунктом стал Висби — город, расположенный на западном берегу острова Готланд. Здесь товары перегружались: одни корабли перевозили грузы от Новгорода до Висби, другие – от Висби до Любека. Таким образом, Любек завладел торговлей на Балтийском море.


Оборонительные стены г. Висби. XIII в. Готланд
Оборонительные стены г. Висби. XIII в. Готланд

В середине XII в. корабль немецких купцов, пробиравшихся, вероятно, в Эстонию, бурей был загнан в устье Двины[203]. Добравшись до родных берегов Северной Германии, купцы привезли с собой известие об открытой ими стране. Это была Ливония. Это событие повлекло весьма важные последствия — появление немцев в Ливонии, которое, согласно «Рифмованной хронике», произошло в начале 40-х гг., по Рюссову же — в 1158 г. [204] В это время в Зегеберге в Голштинии, в монастыре Августинского ордена, монахи которого обратили в христианство язычников окрестных земель, жил каноник Мейнгард. Он был уже пожилым человеком, но, узнав об открытии купцов, решил отправиться в Ливонию и проповедовать там Слово Божие.

Около 1180 г. Мейнгард прибыл в Ливонию. Автор «Рифмованной хроники» указывает, что Мейнгард отправился с купцами в качестве священника, а уже в Ливонии почувствовал десницу Божию и заявил о своем миссионерском намерении Бременскому архиепископу и капитулу, которые одобрили его[205]. Прежде чем приступить к проповеди, Мейнгард получил на это позволение от полоцкого князя Владимира[206]. В деревне Икскюль он построил деревянную часовню, но зимой литовцы совершили набег на ливов, и Мейнгард был вынужден вместе с жителями деревни спасаться в лесах. Когда после отступления врагов они возвратились в разоренную деревню, то миссионер рассказал ливам о каменных замках и церквах на своей родине, спасавших его соотечественников от врагов. Мейнгард убедил язычников принять крещение, за что обещал построить в деревне каменный замок. На следующий год прибыли каменщики и построили в Икскюле каменный замок и церковь, однако ливы вернулись в язычество. То же самое повторилось и два года спустя с жителями острова Гольм на Западной Двине, которые просили построить укрепления на тех же условиях[207]. В период сооружения этих двух замков Мейнгард был посвящен архиепископом Бременским в епископа Икскюля[208].

25 сентября 1188 г. папа Климент III подчинил Икскюльскую епископию архиепископу Бременскому Гартвигу[209] и утвердил Мейнгарда в качестве ее епископа[210]. Как раз вскоре после этого в булле к Ливонскому епископу папа разрешил от грехов всех, желающих проповедовать Евангелие язычникам в Ливонии.

Однако чем шире распространялось христианство, тем более возрастала среди местного населения ненависть к пришельцам. Они разграбили имущество Мейнгарда, избили его и решили изгнать со своей земли, а с себя смыть крещение омовением в Двине[211]. О методах обращения в христианство местных жителей можно судить по следующему замечанию: «Многие находили смерть явно и тайно», поскольку «противившиеся были с Божиею помощью принуждаемы к христианству» [212]. Если верить автору «Рифмованной хроники», то литовцы, русские, эсты и латыши восстали против миссионеров[213]. Видя нависшую опасность и не рассчитывая на помощь уже не столь влиятельной Бременской архиепископии, Мейнгард послал к папе Целестину III своего помощника Теодориха. С большим трудом тот пробрался через землю ливов к папе. Узнав о критическом положении миссионерского дела в Ливонии, папа издал в 1193 г. буллу, в которой обещал защиту новообразованной Церкви даже силой оружия, если местные жители ослушаются и нападут на миссионеров. Папа призвал в своей проповеди к крестовому походу в Ливонию[214]. Мейнгард не дождался обещанной помощи, он скончался в 1195 г. и был погребен в Икскюле[215].




[203]  Чешихин Е. В. История Ливонии с древнейших времен. Рига, 1884. Т. 1. С. 51.
[204]  Рюссов Бальтазар. Ливонская хроника // Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Т. 2. С. 172—174.
[205]  Livlandische Reimchronik mil Anmerkungen, Namenverzeichniss und Glossar / Hrsg. von L. Meyer. Paderbom, 1876. 5. 230-233.
[206]  Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. I. 3. Прот. И. Беляев заметил, что, возможно, «эти слова... относятся не к Владимиру Васильковичу, а к сыну Глеба Всеславича, князю Володарю Глебовичу, враждовавшему с Васильковичами и успевшему на короткое время изгнать их из Полоцка» (Беляев И., прот. Судьбы православия в Прибалтийском крае. С. 30).
[207]  Арбузов Л. А. Очерк истории Лифляндии, Эстляндии и Курляндии. СПб., 1912. С. 12.
[208]  Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. I. 8.
[209]  Liv-, Est- und Kurlandisches Urkundenbuch nebst Regesten. Bd 1. Nr. 9.
[210]  Ibid. Nr. 10.
[211]  Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. I. 9.
[212]  Livlandische Reimchronik mil Anmerkungen, Namenverzeichniss und Glossar / Hrsg. von L. Meyer. Paderbom, 1876. 5. 278, 282.
[213]  Ibid. 285.
[214]  Liv-, Est- und Kurlandisches Urkundenbuch nebst Regesten. Bd 1. Nr. 11.
[215] Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. X. 6.
Ссылки по теме
Форумы