Сопротивление пасторов и помещиков

Противодействие помещиков и пасторов, особенно после распоряжения о временной приостановке присоединения к православию до 1 сентября 1845 г., стало принимать все более скандальный характер. Рижский оберпастор Трей даже стал издавать свою газету, на страницах которой клеймил тех, кто осмелился присоединиться к православию, а пасторы с кафедр открыто поносили православие. Это побудило генерал-губернатора 18 августа 1845 г. предложить Лифляндской консистории принять меры, запрещающие пасторам проповеди, порочащие православную Церковь, и напомнить, что они могут быть привлечены к ответственности по закону. Однако это напоминание не возымело должного воздействия. Консистория, уклоняясь от ответа по существу, разъясняла, что не может запретить пасторам «укреплять прихожан в своем вероисповедании и предохранять от легкомысленного увлечения» [528]. 28 сентября ландратская коллегия опротестовала распоряжение генерал-губернатора от 21 августа, заявив, что его «публикации... были приняты народом как формальный призыв к переходу в православие, что волнение и недоверие распространились там, где все еще было спокойно... Ландратская коллегия слагает с себя ответственность за могущие возникнуть беспорядки» [529].

В октябре 1845 г. после съезда лютеранских пасторов в городе Валк (Валга) лифляндским дворянином графом Лилиенфельдом от имени всего дворянства губернии министру внутренних дел была подана жалоба на действия генерал-губернатора и православное духовенство, а также просьба об отмене всех распоряжений Головина и о запрещении на некоторое время вообще всякого принятия заявлений о переходе в православную веру. Вскоре от генерал-губернатора были затребованы объяснения и учреждена специальная комиссия с военно-судебными правами под председательством генерал-майора Н. Крузенштерна. Начались судебные розыски по обвинениям, выдвигаемым помещиками и пасторами против крестьян, продолжавшиеся около 5 месяцев. Но комиссия не могла найти так называемых агитаторов и зачинщиков беспорядков.

Помещики и местные власти стали чинить препятствия в отводе участков земли для постройки православных храмов, обвинять православных священников в том, что они недостаточно испытывают искренность намерений крестьян при принятии православия и т. д. Противодействие лютеранского духовенства и местных прибалтийских властей перерастало в призывы к неподчинению приказам центрального правительства, в проповедь крестового похода. В январе 1846 г. министр внутренних дел докладывал Николаю I: «После синодального собрания, бывшего в Риге под председательством суперинтенданта Бергмана, тамошнее протестантское духовенство обратилось в местный магистрат с просьбой представительствовать перед вашим императорским величеством об ограждении от предстоящей будто бы ей опасности по случаю присоединения некоторых тамошних крестьян к православию. Просьба сия заключала в себе не только неуместные рассуждения о каком-то постороннем элементе, привнесенном смешанными бра-ками, о тайных обольщениях и обмане народа, но даже обет духовенства противодействовать угрожающей погибели и воззвание соединиться под хоругвию веры, потому что на лифляндское духовенство будто бы смотрит ныне вся лютеранская Европа. Несмотря на непристойность подобной просьбы, магистрат принял ее и, подкрепив собственным ходатайством, представил оную, минуя главного начальника края, в Санкт-Петербург» [530]. Магистрат получил предупреждение от Николая I, что впредь за подобные деяния будет отвечать перед судом, но пасторы как могли противостояли движению крестьян к православию.




[528]  Там же. С. 51.
[529]  Там же. С. 52.
[530]  Куплетский М. Православие в Остзейском крае // Странник. 1885. Т. 3. С. 30.
Ссылки по теме
Форумы