Раздел Эстонии между чужеземными феодалами

В 30–40-е гг. XIII в. Русь переживала период междоусобиц и раздробленности. В то время когда Новгород и Владимиро-Суздальское княжество приступили к активным действиям против крестоносцев на западе, с востока на Русскую землю вторглись полчища татар. Это дало возможность католической Церкви в Прибалтийском крае покорить местные племена. Историки отмечали также, что среди эстов, латышей и ливов не было единства в отпоре захватчикам, что их вооружение и воинская подготовка были слабее. Отдельные военные походы русских не могли привести к полному разгрому орденских войск, а только остановили движение крестоносцев на восток. К середине XIII столетия католицизм утвердился в Ливонии.

На территории современной Эстонии образовались четыре независимых феодальных правителя, названных в источниках того времени ландесгеррами: на юго-востоке — Дерптское епископство, на западе и островах — Эзель-Викское (Сааре-Ляэнеское), во владениях датского короля на севере, в Гарриене (Харьюмаа) и Везенберге (Вирумаа),— Ревельское и в центральной части — Ливонский орден. Его магистр занял замок в Феллине. Курляндский и Рижский епископы (последний с 1251 г. архиепископ) владели землями современной Латвии. Но основная роль в управлении этой частью Прибалтийского края принадлежала Ливонскому ордену как военной силе и как феодалу, владевшему наиболее обширными территориями. Так, в границах современной Эстонии Ливонский орден имел больше земель, чем все три епископства вместе взятые. Часть его наделов находилась даже на островах и в самом центре Эзель-Викского епископства.

Верховная власть в Ливонии принадлежала папе Римскому и германскому императору. Римской курии подчинялся Рижский архиепископ, местные епископы и Ливонский орден. Папа Римский осуществлял и верховную судебную власть, для достижения своих целей широко использовал угрозы отлучения от Церкви. Исследователи не раз отмечали, что огромные денежные средства в виде разного рода податей, подарков, получаемых от эксплуатации эстонского и латышского народов, непрерывным потоком текли в папскую казну[142]. Правители Ордена и высшее католическое духовенство расходовали огромные средства на подкуп членов папской курии и влиятельных прелатов, чтобы получить назначение на более высокую и доходную должность.
П. Ребане, исследуя роль католической Церкви в культурном развитии Прибалтийского края в XIII в., делает вывод о том, что если бы «папы не оказывали датчанам и немцам духовной и политической поддержки, то попытки распространить западное владычество в Эстонии и Ливонии оказались бы безрезультатными или запоздали бы на многие десятилетия. В таком случае вся история этого края развивалась бы по другому пути» [143].

Между ландесгеррами на протяжении веков велись непрекращающиеся споры и борьба за территориальные владения и политическое господство в Ливонии. Ни один из претендентов, однако, не добился своей цели. В конце XIV и начале XV столетия Ливонский орден был на пороге установления своей полной гегемонии, но для этого ему не хватало поддержки не только в среде покоренных эстонцев и латышей, но и местного немецкого дворянства. В тот период Ливония по существу представляла собой немецкую колонию из отдельных земель, населенную разноязычными народами, порабощенными и эксплуатируемыми чужеземными феодалами, господство католической Церкви задерживало процесс ликвидации этой феодальной раздробленности. В силу этих обстоятельств в Ливонии возникла своеобразная феодальная конфедерация отдельных суверенных церковных территорий с политически слабым центральным органом — ландтагом.

Тем не менее захватнические устремления Ливонского ордена продолжались и в XIV, и в XV столетиях. Так, в 1447 г. по инициативе римского престола была выдвинута новая идея крестового похода против «неверных русских», но войска новых крестоносцев были разбиты в самом начале похода в устье реки Нарвы, а затем у города Ям, и, опасаясь полного поражения, Ливонский орден срочно запросил мира. Этот мир и был заключен с Новгородом и Псковом на реке Нарва 25 июля 1448 г. сроком на 25 лет.




[142]  История Эстонской ССР. Т. 1. С. 186.
[143]  Mana. 1971. N 38. Р. 57.
Ссылки по теме
Форумы