Состояние православия в крае после его освобождения Петром I

В XVII в. шведское правительство неоднократно принимало меры по искоренению православия в Прибалтийском крае, так что к 1710 г. здесь осталась только одна православная церковь во имя святителя Николая Чудотворца в Ревеле. Долгое время она «находилась в бедном положении и наружностью более походила на частный дом, нежели на храм православный, потому что над ним не было ни главы, ни креста; стены от ветхости разрушились; черепица с кровли осыпалась; в церкви была постоянная, а в ненастное время едва выносимая сырость, потому что под церковью проходил канал для стока городской грязи и дождя. Внутренность церкви была темна, а в алтаре не было ни одного окна» [429]. Описание церкви, сделанное И. Чистовичем, как нельзя лучше дает представление не только о том состоянии, в котором находились отдельные храмы, но и о положении православия в целом до воссоединения Прибалтийского края с Россией. Наиболее активно искоренялось православие в восточной части Эстляндии между рекой Нарвой и северным берегом Чудского озера. Жители ее входили в состав Исаакского прихода. Их называли полуверцами и считали их потомками обэстонившихся русских беглецов из Московской Руси XVI–XVII вв., большей частью раскольников; они понимали по-эстонски, хотя дома говорили по-русски. Очевидно, название «полуверцы» дано было им соседями-русскими в то время, когда они уже посещали кирку, но осеняли себя крестным знамением, почитали иконы и некоторые праздники, например Радоницу. Они же считали себя эстами и оскорблялись, когда их называли русскими[430]. Но ни в коем случае их не следует путать с полуверцами сету, жившими на границе с Псково-Печерским краем. Это, как мы уже говорили, эсты, по внешнему виду мало отличающиеся от своих собратьев, но полностью перешедшие в православие. По мнению Трусмана, их назвали полуверцами в то время, когда у них сохранялись еще языческие обряды. Шведские власти разрушили часовни полуверцев эстонцев в Вайваре, Иевве (Йыхве), Аллентаке и других местах, солдаты рубили кресты и иконы. Неоднократно разрушалась часовня
с Пюхтицкой иконой Божией Матери, привлекавшая ежегодно в праздник Успения народ, в том числе и из соседних лютеранских приходов[431]. Как отмечал И. Шахов, при завоевании Лифляндии русские войска «везде находили одни только лютеранские кирки и ни одного православного храма» [432].




[429]  Чистович И. История Православной Церкви в Финляндии и Эстляндии, принадлежащих к Санкт-Петербургской епархии. С. 149.
[430]  Об этом см.: Трусман Ю. Исаакские полуверцы в Эстляндской губернии. Ревель, 1895; Православные народные школы в Прибалтийских губерниях. СПб., 1901. С. 15.
[431]  Трусман Ю. Полуверцы Псково-Печерского края. С. 35.
[432]  Шахов И. Присоединение Ливонии к России и состояние православия до обращения латышей и эстов в православие в 1841 г. Управление православной Церкви в Прибалтийских губерниях со времени присоединения Ливонии к России // Историко-статистическое описание церквей и приходов Рижской епархии. 1893. Вып. 1. С. 169. Вторая часть статьи составлена прот. Н. Дмитриевым.
Ссылки по теме
Форумы