Первые меры по восстановлению православия

Сразу после окончания военных действий в Прибалтике русские власти отобрали в городах под православные храмы бывшие шведские гарнизонные кирки, две православные церкви были открыты в Пернове и одна в Дерпте[422]. Еще в 1704 г., через несколько дней после взятия Дерпта русскими войсками, граф Б. П. Шереметев приказал очистить Иоанновскую лютеранскую кирку для того, чтобы в ней можно было совершать богослужение по православному обряду[423]. При устроении церквей правительство не имело в виду миссионерских целей среди покоренного края, а только «заботилось об удовлетворении духовных нужд православных коренного русского происхождения, имевших жительство в городах и нередко заходивших по своим делам и промыслам в села и деревни» [424]. В Ревеле для русского гарнизона отвели Михайловскую кирку, однако ни она, ни Никольская церковь не могли удовлетворить нужд растущего православного населения города, и в январе 1716 г. генерал-губернатор края фельдмаршал А. Д. Меншиков приказал очистить для русского гарнизона бывшую шведскую гарнизонную кирку, также посвященную святому Михаилу, со всеми принадлежащими ей зданиями, располагавшуюся в бывшем женском цистерцианском монастыре[425].


Император Петр I. Литография А. Мюнстера. 2-я пол. XIX в.
Император Петр I. Литография А. Мюнстера. 2-я пол. XIX в.

Несмотря на сопротивление городского магистрата и местных дворян, пытавшихся через своих людей при дворе Петра I добиться отмены этого приказания, в феврале 1716 г. помещения передали русскому гарнизону, и 19 числа было совершено первое богослужение. Этот храм назывался церковью святого Феодора Стратилата[426] и впоследствии перестраивался. В 1734 г. он был освящен как соборный храм в честь Преображения Господня[427] с приделом во имя первоверховных апостолов Петра и Павла[428] и передан в духовное ведомство в качестве приходской церкви для православных жителей города. Военными властями к этому времени уже были построены две других церкви: Казанская в 1721 г., которая сохранилась и до сих пор, а также в 1732–1734 гг. церковь, освященная во имя святого Феодора Стратилата, просуществовавшая до 1842 г. Первые шаги православия в Прибалтике были в ту пору трудными.




[422]  Историко-статистическое описание церквей и приходов Рижской епархии. 1893. Вып. 1. С. 171.
[423]  Там же.
[424]  Беляев И., прот. Судьбы православия в Прибалтийском крае. С. 71.
[425]  Подробно история перехода храма во владение православной Церкви изложена свящ. К. Тизиком в кн. «История ревельского Преображенского собора». Ревель, 1896.
[426]  Эстляндский гарнизонный полк установил в бывшем шведском храме свой полковой образ св. Феодора Стратилата (там же. С. 26).
[427]  Свящ. Карп Тизик отмечал, что «в Великороссии на прежней московской почве старинные кафедральные храмы освящались всегда во имя М:пения Божией Матери; в местах же, присоединенных к России Петром I, соборные храмы освящались во имя Преображения Господня, конечно, во исполнение идеи о преображении России, начатом уже в селе Преображенском» (там же).
[428]  То есть во имя небесного покровителя царя Петра.
Ссылки по теме
Форумы