Приложение к разделу 2 главе 2

Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета


П.А. Юнгеров [42, с. 125 – 126]:

«Относительно хронологии книги Судей существуют следующие даты. Если сложить все цифровые данные самой книги о правлении судей и промежуточных продолжительных периодах господства над евреями разных врагов, то получим следующий ряд цифр: Хусарсафем господствовал 8 лет (3:8), Гофониил судил 40 лет (3:11), моавитяне господствовали 18 лет (3:14), Аод судил и евреи покоились 80 лет (3:30), Иавин господствовал 20 лет (4:3), Деввора судила 40 лет (5:31), мадианитяне притесняли 7 лет (6:1), Гедеон судил 40 лет (8:28), Авимелех 3 года (9:29), Фола 23 года (10:2), Иаир 22 года (10:3), аммонитяне притесняли 18 лет (10:8), Иеффай судил 6 лет (12:7), Есевон 7 лет (12:9), Елон 10 лет (12:11), Авдон 8 лет (12:14), филистимляне господствовали 40 лет (13:1), Самсон судил 20 лет (16:31). – Всего 410 лет. Если к этому прибавить 40-летнее правление последнего судьи и первосвященника Илия (1 Цар. 4:18), то получим 450-летний период для всей эпохи судей. С этим, по-видимому, согласуется дата, указываемая ап. Павлом: низложи язык седмь в земли Ханаанстей, даде им в наследие землю их. И по сих яко лет четыреста и пятьдесят даде им судьи до Самуила пророка (Деян. 13:19–20). – Оба приведенные счисления, как видно сходные между собою, составляют, можно сказать, одну дату. Другая дата заключается в следующих двух ветхозаветных указаниях. В (Суд. 11:26) читаем: егда вселися Израиль во Есевоне и в пределех его… и во всех градех у Иордана, триста лет. – Так говорит Иеффай царю аммонитскому, назначая 300-летний период для эпохи с Моисея (Валак, царь моавитский, упоминается в 25 ст.) до своего времени. Это счисление, очевидно, не совпадает с вышеприведенной датой, потому что сюда входит правление Иисуса Навина (25 лет по Флавию. Antiqu. V. I. 23) и всех предыдущих до Иеффая судей (должно было получиться 350 лет, если со смерти Моисея начать счет). Но еще большее числовое сокращение заключается в третьей дате: (3 Цар. 6:1): и бысть в четыредесятное и в четверосотное лето исхода сынов Израилевых из Египта, в лето четвертое, в месяц вторый, царствующу царю Соломону над Израилем и созда храм Господеви. По этой дате назначается 440-летний (по нынешнему еврейскому тексту 480 лет) период для всей эпохи с исхода до 4-го года правления Соломона. Если следовать этой дате (даже по еврейскому тексту) и отнять от этой цифры 40 лет странствования по пустыне, 25 лет правления Иисуса Навина, 40 лет первосв. Илия15, 40 лет правления Саула, 40 лет Давида и три года Соломона, всего 188 лет, то на эпоху судей останется лишь 220 лет, вместо 410.

Выход из представленных хронологических недоумений современные библеисты-апологеты находят лишь в допущении анахронизма в книге Судей. Предполагают, что правление некоторых судей было одновременным и «покой» земли был также частичным и совпадал с подчинением некоторых колен врагам. Так, судьи Иеффай, Есевон и Авдон были современниками Самсона, а последний был современником Илия. В 80 лет покоя после поражения моавитян Иавин притеснял северные колена (4:3; 5:31). Когда аммонитяне притесняли заиорданские колена (10:7), филистимляне господствовали над юго-западными коленами (13:1). Таким образом, при неизменности других счислений (странствования, правления Иисуса Навина, Илия, Саула и Давида), может значительно сократиться эпоха, описываемая в книге Судей, и останется в согласии с датой книги Царств16.

Что касается свидетельства апостола Павла, то оно умеряется его собственным добавлением: яко – wjх, по рус. около. С другой стороны, как справедливо замечал еще Иероним17, хронологические вопросы не имели существенного значения для библейских писателей, не имеют они его и для христианских читателей Библии, а потому не будем долго останавливаться на них. Последующие библеисты, может быть, найдут иное решение этого вопроса».

План книги Судей18

I. Продолжение покорения Ханаана (1:1 – 2:5)

Завоевания Иуды и Симеона (1:1-21)

Захват Вефиля (1:22-26)

Хананейские анклавы (1:27-36)

Ангел Господень в Бохиме (2:1-5)

Причина бедствий и появления Судей (2:6-19)

Причина оставления хананеев на земле (2:20-3:6)

II. Израиль в период Судей до смерти Гедеона (2:6 – 8:35)

Притеснение от Месопотамии (Хусарсафем) – Гофониил (3:7-11)

Притеснение от моавитян (Еглон) – Аод (3:12-30)

Притеснение от филистимлян – Самегар (3:31)

Притеснение от хананеев (Иавин) – Девора и Варак (4:1-24)

Песнь Деворы (5:1-31)

Притеснение от мадианитян – Гедеон (Иероваал) (6:1-7:25)

Другие события, связанные с Гедеоном (8:4-21)

а) Судейство Гедеона в Израиле (8:22-32)

б) Правление Авимелеха, сына Гедеона (9:57).Притча Иофама (9:7-15)

III. Израиль в период Судей; заключительный период (10:1 – 12:15)

Судейство Фолы и Иаира (10:1-5)

Война с аммонитянами – Иеффай (10:6 – 12:7)

Судейство Есевона, Елона, Авдона (12:8-15)

Притеснение от филистимлян – Самсон (13:1 – 16:31)

а) Рождение Самсона (13:1-25)

б) Самсон и женщина из Фимнафы (14:1 – 15:20)

в) Самсон в Газе (16:1-3)

г) Самсон и Далила. Гибель Самсона (16:4-31)

IV. Нравственное состояние израильтян во времена судей (17:1 – 21:25)

Миха и его священник (17:1-13)

Переселение колена Данова (18:1-31)

Преступление в Гиве (19:1-30)

Война между коленом Вениаминовым и остальным Израилем (20:1-48)

Примирение колен (21:1-25)

Ссылки по теме
Форумы