10.2. Третья книга Маккавейская. Иудеи в Египте

Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета


Первоначально смена власти произвела мало перемен в жизни иудейской общины. Собственно говоря, какая разница кому платить налоги, а грекам было в тот момент не до иудеев масштаб завоеваний у Александра был большой. После смерти Александра его империя распалась, и его военачальники ее между собой поделили. По первоначальному жребию Палестина отошла Селевку Никатору, но очень быстро ее присоединил к своему царству Птоломей Лаг. В 319 году он окончательно овладел Иерусалимом и к 300 году полностью контролировал Палестину; с того времени, на протяжении ста лет, Палестина относилась к царству Македонского фараона. Судя по всему, это правление было для Палестины нетяжким, причем, по имеющимся сведениям, цари египетские весьма ценили такое свойство иудеев, как верность присяге. И весьма охотно брали иудейских наемников в свои войска. Есть древние документы, которые свидетельствуют о том, что во многих пограничных египетских областях были гарнизоны, имевшие в себе большое количество иудеев, в этих гарнизонах были синагоги. Таким образом, иудейской диаспоре в Египте оказывалось значительное покровительство.

К этому времени относится перевод Писания на греческий язык, появляется Септуагинта.

Правда, в третьей книге Маккавейской есть эпизод, который относят ко времени Птолемея Филопатора, где описывается попытка истребить иудеев. Во-первых, из-за неудачного ограбления иерусалимского Храма, которая привела царя в гнев, во-вторых, как представляет сам царь, из-за сопротивления иудеев тому, чтобы дать им полное гражданство и все гражданские права, что было воспринято как проявление крайней неблагодарности. В чем причина? Для людей эллинистической культуры обладание гражданскими правами, полное участие в гражданской жизни государства означало полное участие и в религиозной жизни государства, участие в культе различных богов. Иудеи этого принять не могли. Хотя были и такие, которые ради успеха своей торговли, ради должностей, которые они получили, весьма охотно отреклись от веры отцов и приняли навязанное им язычество. Кстати, Филопатор значит «любящий отца». Такое звучное прозвище ему дали, поскольку воцарился он после того, как убил собственного отца, это само по себе свидетельствует о некоторой несбалансированности характера. Сначала он дает распоряжение о том, чтобы обращать иудеев в рабство, и в знак этого выжигать у них на лбу знак Диониса, то есть виноградный лист. Было одно средство избавиться от рабства: принять участие в языческих жертвоприношениях.

Затем, все более распаляясь, Птолемей дает указание о том, чтобы захватить еще большее количество иудеев, свезти их в некоторое место неподалеку от столицы и устроить показательную казнь: выпустить на них обезумевших слонов и любоваться со всеми согражданами, как слоны будут топтать иудеев. Для того, чтобы эта операция прошла успешно, он дает указание, что, выдавший скрывающегося иудея, получает все его имущество. Кто, наоборот, скроет у себя иудея, будет подвергнут казни.

Затем описывается, в трагических чертах, как эти иудеи, пойманные семьями, на кораблях сплавлялись по Нилу и привозились к столице, где готовилась их казнь. И дальше описывается их молитва, которая была услышана, причем очень интересная молитва. Был среди них священник, который молился следующим образом: «И ныне, Отмститель обид, многомилостивый, покровитель всех, явись вскоре сущим от рода Израилева, обидимым от гнусных беззаконных язычников. Если же жизнь наша в переселении наполнилась нечестием, то, избавив нас от руки врагов, погуби нас, Господи, какою Тебе благоугодно, смертью, да не славословят суеверы суетных идолов за погибель возлюбленных Твоих, говоря: не избавил их Бог их. <…> Да устрашатся теперь язычники непобедимого могущества Твоего, Преславный, обладающий силою спасти род Иакова» (3 Мак. 6:7–9,12). Молитва сама по себе назидательна. Если мы согрешили, то мы готовы принять смерть, но только сделай это так, чтобы не было из-за этого посрамлено Твое имя.

Сначала самого Птолемея Господь поражает неким безумием, что могло быть и естественным следствием его собственного поведения, поскольку он предавался разгулу и пьянству в ожидании этого «торжества». На него находит помрачение и, увидев в одно прекрасное утро все готовое к казни, он вдруг набросился на своих подчиненных, крича: вот вас бы самих так поставить перед зверями, чем привел их в трепет. Они очень быстро всех зверей убрали, после чего царь снова стал на них кричать: почему эти жалкие иудеи до сих пор толпятся, и до сих пор над ними не совершается казнь. Когда, наконец, все-таки начинается казнь, то Господь посылает двух ангелов, увидев которых, Птолемей устрашается. Слоны же, повернувшись вспять, начинают сокрушать войска, которые окружают территорию. Происходит великое вразумление и откровение силы Божией, так что иудеям снова даются свобода и некоторые привилегии, им возвращается имущество. Освободившиеся иудеи этим не довольствовались и просили дать им возможность покарать тех иудеев, которые от веры отступились, «присовокупляя, что преступившие ради чрева постановления Божественные никогда не будут иметь добрых расположений и к правлению царя» (3 Мак. 7:9).

Дальше видно, с какой радостью и торжеством они совершают убийство отступников, то есть Ветхий завет остается, по-прежнему, Ветхим Заветом.

События третьей книги Маккавейской относятся, наверное, к самому концу третьего века до Рождества Христова. Птолемей Филопатор снова отвоевал Палестину у Селевкидов где-то в 217 – 218 году, эти события происходят на рубеже между третьим и вторым веками.

Ссылки по теме
Форумы