2.7. История Михи и война с коленом Вениаминовым
2.8. Хронология эпохи Судей
2.9. Книга Руфь

Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета


2.7. История Михи и война с коленом Вениаминовым

Последние четыре главы книги Судей показывают нравственное состояние израильтян во времена судей. В 17 и 18 главах изображается некий Миха, который сначала украл серебро у своей матери, и мать прокляла вора. Тогда он ей в страхе вернул это серебро, и, надеясь избежать проклятия, они решили из этого серебра устроить святыню, сделав из него идола литого и богослужебные принадлежности. Сначала Миха поставил одного из своих сыновей служить при идоле, а затем нанял праздного левита, который сделался священником при нем. Завершается это тем, что колено Даново, продвигаясь на север для приобретения новых территорий, забирает у Михи идола и священника его, а самого Миху грозят убить, если он будет сопротивляться.

Картина, с точки зрения Закона, довольно неприглядная. Она показывает глубокое одичание израильтян. На основании этих зарисовок некоторые современные исследователи говорят, что и не было при Моисее никакого закона дано, потому что если б был дан закон, то не могли бы так израильтяне жить во времена судей, наверняка закон уже сочинили позже. Если исходить из этого принципа, то за 2000 лет христианства можно постараться найти такие периоды в истории христианских народов, что, кажется, будто не имели они Евангелия. Это было время религиозного одичания, когда, даже такие преступные, с точки зрения Закона, дела, как устроение идола при нем и наемный домашний священник, воспринимались вполне естественно.

Последняя сцена представляет некоего левита, у которого была наложница. Эта ситуация рисуется как естественная и обычная, хотя она была запрещена законом. В Гиве Вениаминовой совершается преступление, а наложница погибает. Жители города отказываются выдать виновных, и начинается война против колена Вениаминова. В результате гражданской войны оказывается колено почти полностью истребленным.

Таким образом, тот принцип жизни, о котором говорит Писание (не было царя в Израиле, и каждый поступал так, как считал справедливым), при развращении нравов делает существование все более трудным, опасным и губительным. Под непосредственным водительством Божиим может жить только святой народ, как об этом и было сказано у Синая.

2.8. Хронология эпохи Судей

Если предположить, что описываемые события происходили последовательным образом, и просуммировать все сроки судейства, упоминаемые в книге Судей, то получится период в 410 лет. И эта продолжительность никак не может быть согласована ни с внешними историческими обстоятельствами, ни с указаниями самого Священного Писания. Почему? В третьей книге Царств (3 Цар. 6:1) говорится, что от времени Исхода до второго года правления Соломона прошло 440 (в масоретском тексте – 480) лет. Если из этих 480 лет уберать 410, то остается всего 70 лет на странствие израильтян по пустыне, на время от Самсона до Саула и на царствование Саула и Давида. Этого явно мало. Только странствие продолжалось 40 лет, плюс еще время, в которое происходил захват земли ханаанской, то есть тоже около 25 лет. Ясно, что попытка последовательно сложить даты книги Судей не вполне справедлива. Хотя именно таким образом, считал апостол Павел (Деян. 13:20). По-видимому, следует предположить, что поскольку область деятельности судей, как правило, ограничивалась одним или несколькими коленами и редко распространялась на весь союз колен, то ряд из этих событий имел место одновременно в разных частях Святой Земли.

О времени Исхода в современной библеистике существуют два предположения. Первое, которое использовалось в предыдущем рассуждении, ориентируется на указание третьей книги Царств относительно начала правления Соломона. Оно определяет примерно 1440 год – время Исхода и, соответственно, 1400 – время вступления в Ханаан.

Другая датировка, ориентирующаяся на известные исторические реалии, предполагает наиболее вероятным временем Исхода XIII век, 1270 год, считая, что фараоном, о котором речь идет в книге Исход, был Рамзес II, поскольку именно при нем строились те города, на строительстве которых эксплуатировались израильтяне. Если принимать эту более позднюю датировку, то тогда еще более коротким (180 лет) должно быть признано время судей, поскольку известно, что Давид окончательно утвердился в Израиле около 1010 года до Рождества Христова. Данная цифра лучше согласуется с упомянутым указанием третьей книги Царств.

2.9. Книга Руфь

Несколько другую картину того же самого времени рисует книга, которая стоит между книгой Судей и книгами Царств, — книга Руфи. Изображается некое семейство израильтян, которые уходят от трудностей жизни в Моав, где сыновья женятся и потом умирают, оставляя троих: мать и своих вдов, из которых одна возвращается в дом своего отца, а другая, Руфь, говорит своей свекрови, что пойдет с ней в землю ее предков и Бог Израиля будет ее Богом. Руфь, вернувшись в Палестину, выходит замуж за своего родственника Вооза и входит в родство с избранным народом. Это отражено в родословии Господа Иисуса Христа. Она становится прабабкой царя Давида. В результате этого брака рождается Овид, у Овида рождается Иессей, у Иессея рождается Давид. История этой книги является таким переходным мостиком от эпохи судей к эпохе царей.

Что важно в этой книге, и почему она включена в Священное Писание? Во-первых, эта книга снова показывает незакрытость и незамкнутость народа Израильского, впоследствии иудейского, для всех остальных народов, а значит, и открытость Завета Божия для всего человечества. Завет Божий принадлежит не только израильтянам, но относится ко всему миру. Запрет закона на смешение с иноплеменниками был именно запретом на смешение с язычниками по вере, запретом на потерю чистоты веры и чистоты богопочитания. Руфь же перестает быть язычницей и исповедует веру в Бога Саваофа, Бога Авраамова, поэтому запрет на нее перестает распространяться. Позже Ездра, жестко и последовательно провел принцип этнического отделения всех остальных народов, заставил всех, у кого были жены нееврейки, развестись, жен отправить обратно по домам. Из книги Руфь видно, что Священное Писание такого требования в абсолютном виде не содержит.

В прообразовательном смысле книга говорит о призвании язычников в церковь. Каким образом? Руфь, для того чтоб войти в число израильтян, оставляет свою землю, оставляет свое родство, оставляет все свои верования и только после этого она оказывается причтенной к израильтянам; точно так же, как и языческие народы могли войти в Церковь, только оставив свои прежние заблуждения. Вооз, женится на Руфи только после того, как более близкий ее родственник отказывается исполнить закон левирата и взять ее в жены. Это прообразует следуюжщее. После ветхозаветного закона, который оказался бесплодным и не способным был просветить язычников, пришел Христос, Который, будучи отвержен израильтянами, принял в Церковь язычников.

Родственник мужа Руфи отказывается исполнить закон из соображений выгоды. Зачем выкупать поле, если придется отдать его сыну Руфи, ради рождения которого и должен он вступить в брак? Из этого следует, что Вооз взял Руфь только из соображений благочестия и сострадания. И был воннагражден. Ведь в родословии Спасителя, в нарушение закона Левирата прадедом Давида назван именно Вооз.

Книга Руфи в еврейской Библии входит в число «Пяти свитков» – книг, читавшихся в праздники. В ветхозаветные времена она читалась в праздник Пятидесятницы, чем вполне подтверждается ее прообразовательный смысл.

Ссылки по теме
Форумы