9.7. Дополнительные сведения о Ездре
9.8. Итоги периода

Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета


9.7. Дополнительные сведения о Ездре

С именем Ездры связано еще одно событие, которое зафиксировано в Писании, создание Великой синагоги, о которой говорит Иосиф Флавий. Сам факт существования Великой синагоги оспаривается учеными иногда, тем не менее есть свидетельства, что она существовала. Что это такое? Это такой совет старейшин и мудрецов, которые были хранителями предания, они занимались толкованием и собиранием книг Священного Писания. Именно с именем Ездры связывают последнюю редакцию и свод воедино книг Священного Писания. Говорят, что Ездре при этом помогали и мужи Великой синагоги. Административных функций, какие мы видим у синедриона во времена новозаветные, Великая синагога не имела, она имела значение чисто религиозного центра. В неканонической третьей книге Ездры есть повествование о том, как Ездра, водимый Духом Святым, восстановил утерянные книги (3 Езд. 14:20–45).

9.8. Итоги периода

Перед падением Иерусалима сознание людей определялось тем, что они были частью некой нации и государства – Иудеи, с законом, который они не соблюдали, но, тем не менее, имели, с неким богословием, с судом, с Храмом, со столицей, в которой правили члены династии Давида. Теперь, после плена, этого больше не было. Иудея стала частью большой провинции и не имела никакой самостоятельности. Само понятие народ тоже уже было не государственным, а связанным исключительно с законом Божиим и с верностью Богу, поскольку иудеи были перемешаны территориально с язычниками. Благодаря трудам Ездры и Неемии самосознание вернувшихся из плена людей было сосредоточено вокруг двух центров – вокруг Храма и вокруг Закона. Книга Паралипоменон, которая была написана уже после плена, одной из особенностей имеет исключительное внимание к храму и к богослужению, к исполнению воли Божией. И здесь, в книге Ездры, важнейшее место занимает именно история восстановления Храма. Если посмотреть на послепленных пророков, то и в их пророчествах Храм и Закон занимают важнейшее место. Это было результатом той встряски, которой явился плен, и Закон – единственное, что оставалось у отведенных в плен иудеев, потому что ни Храма, ни богослужения не было.

То, что мы видим после плена, гораздо более соответствует идее синайского Завета, потому что центральным содержанием жизни народа стало именно соблюдение Божиих заповедей. Пусть не всегда должным образом понятых, внешним образом воспринимаемых, но, тем не менее, об идолослужении, о жертвенниках языческих на долгое время ничего не слышим. Это очень показательно. Израиль есть ветхозаветная церковь и предтеча церкви новозаветной. Та легкость, с которой Израиль расстается со своей государственностью, с царской формой правления, говорит о том же, что сказал Христос Пилату: что Царство Мое не от мира сего. Церковь не определяется общественным строем, государством, это реальность совсем другого порядка. Церковь может существовать и при рабовладельческом строе, и при феодальном и при всяком, потому что она никак от него не зависит. Это проявляется уже здесь, в истории Ветхого Израиля.

В той ревности, с которой Ездра и Неемия замыкали народ в самом себе, отделяли его от язычников, можно увидеть не только старание сохранить избранный народ от полной ассимиляции, но еще и промыслительное действие Божие. Со времени Ездры и Неемии у израильтян больше не было пророков. Следующм после Малахии был Иоанн Предтеча. На 450 лет голос пророческий в избранном народе умолкает. После Ездры и Неемии не появляется ни одной канонической книги Священного Писания. Некая полнота откровения к этому времени народу уже дана, и Ездра и Неемия создают условия, в которых должно произойти усвоение этого откровения, в которых, наконец, должны «созреть» те люди, среди которых станет возможным приход Спасителя, что и осуществилось во дни кесаря Августа. Но замкнутость избранного народа – временная. Бог не был достоянием одних лишь иудеев. Писание говорит нам и о Фамари, и о Рааве, и о Руфи, которые были иноплеменницами, но по вере своей смогли присоединиться к избранному народу. Более того, они вошли в родословие Давида (не говоря уже о Христе). Поэтому абсолютное на вид отделение израильтян от язычников реально таковым не являлось. Но внешне было именно так. И мы знаем, насколько сложно преодолевалось это убеждение в апостольскую эпоху.

Ссылки по теме
Форумы