9.4. Второе возвращение при священнике Ездре
9.5. Книга Неемии. Возрождение Иерусалима

Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета


9.4. Второе возвращение при священнике Ездре

Следующее событие, о котором нам говорит Священное Писание – это вторая волна переселенцев, во главе которой стоял книжник Ездра из рода Аарона, состоявший воспитателем при царском дворе. В 458 году царь Артаксеркс I Лонгиман (Долгорукий) поручает ему идти в Иерусалим для того, чтобы учить народ закону и правде. Вместе с ним переселяется еще часть народа, впрочем, по-видимому, не превышающая 2000 человек. С собой они берут пожертвования от царя и остававшихся в Вавилоне единоплеменников. Причем в путешествие пускаться довольно опасно, однако, Ездра не хочет просить у Артаксеркса охраны в надежде на Божие заступление.

Эта группа возвращается в Иерусалим, где Ездра узнает, что многие люди, включая священников, заключили смешанные браки с язычниками, что дети многих не умеют говорить на родном наречии. Ездра объявляет пост, собирает весь народ, и решает дать всем иноплеменным женам развод. Создается особая комиссия для того, чтобы рассматривать эти дела, в первую очередь относительно священников и левитов. Виновные дают обещание отпустить жен-иноплеменниц. Был издан декрет, на основании которого все иудеи, женатые на чужестранках, под угрозой лишения имущества и гражданства должны были в трехдневный срок отослать жен вместе с детьми обратно на родину.

9.5. Книга Неемии. Возрождение Иерусалима

Несколько позже, примерно в 445 году, появляется еще одна значительная фигура, это царский виночерпий Неемия, тоже из тех иудеев, которые пребывали в плену. Виночерпий это не винодел, а человек, который заведовал доставкой напитков царскому двору. Напитки – вещь серьезная; если там окажется яд, то будут тяжелые последствия; виночерпий был человеком приближенным к царям и правителям, и имел достаточно большую власть, на уровне министра. Неемия получил известия о жизни Иерусалима. Стены Иерусалима не были восстановлены. Без стен древний город обойтись не мог, поскольку любая банда грабителей могла туда явиться. Над иудеями стояли местные правители – иноплеменники, жизнь народа была бедственной. Царский виночерпий отпрашивается у царя Артаксеркса I в Иерусалим для того, чтобы восстанавливать стены города. Это первая жертва с его стороны, поскольку он идет на ощутимое понижение в должности. Перед ним стоит непростая политическая задача, потому что Иудея является частью определенной административной области (с центрами в Ривле и Массифе), имеет своего правителя. Водворение Неемии в Иерусалиме – это создание нового административного центра, что не так просто. Тем не менее, Неемии это удается. Взяв письма от царя, он прибывает в Иерусалим с небольшим военным отрядом. Само по себе его прибытие уже вызывает волнение иноплеменников. Поименно перечислены Санаваллат Хоронит, Товия Аммонитянин и Гешем Аравитянин. Двое последних носят еврейские имена. Возможно, что названы они не по происхождению, а по тем областям, которыми они управляли. Если Гешем и Товия были уклонившимися в язычество израильтянами, то понятна их особенная ненависть к предприятию Неемии. Но тот действует очень быстро. В первую же ночь он устраивает осмотр стен и на следующий день начинает восстановительные работы, которые ведутся очень энергично. Причем, половина народа стоит с оружием в руках, половина, положив оружие рядом, отстраивает стены. За счет максимального напряжения сил стены были отстроены за 52 дня, во что никто из противников его не верил, а когда поверили, то было уже поздно что-либо предпринимать. Попытка нападения была предотвращена Богом после усердной молитвы иерусалимлян. Иерусалимская стена была отстроена, и город пребывал в некоторой безопасности.

Вторая жертва Неемии заключалась в том, что он не пользовался доходами, которые мог бы иметь в силу своего нового положения. Во время строительства предпринимались разные попытки выманить его из города и убить, начиная просто от шантажа и приглашений на переговоры, и кончая тем, что к нему подсылают подкупленных лжепророков. Они говорят, что им Бог открыл, что он находится в величайшей опасности, и призывают его бежать и прятаться в Храме, для того, чтобы спасти свою жизнь, от чего Неемия отказывается. Повествуя об этом, он говорит: «Помяни, Боже мой, Товию и Санаваллата по сим делам их, а также пророчицу Ноадию и прочих пророков, которые хотели устрашить меня!» (Неем. 6:14). Из этого видно, что такая беда, как лжепророки продолжала посещать израильтян и после плена.

После того, как восстановлены стены, Неемия проводит ряд реформ социального характера. В частности, он обнаруживает, что небольшая часть народа живет в богатстве, а большая часть вынуждена буквально продавать своих детей в рабство, чтобы иметь возможность себя содержать. Неемия требует ликвидировать все проценты, залоги и простить эти долги, чтобы одни соплеменники не отягчали других.

Нужно сказать, что возрожденный Иерусалим по количеству населения с Иерусалимом допленным сравниться не мог. Иерусалим до плена был очень большим городом: от следующего по значению города Лахиша он отличался по численности населения в 20 раз. После постройки стены оказалось, что в нем нет достаточного количества людей, чтобы обеспечить дежурство на стенах. Тогда Неемия устраивает перепись народа и одну десятую часть людей, которые населяли окрестные области, переселяет в Иерусалим.

Ссылки по теме
Форумы