10.7. Продолжение войны. Независимость Иудеи. Начало династии Маккавеев (Хасмонеев)

Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета


Война приобретает характер чисто политический – за полное свержение власти Селевкидов, за свободу Иудеи. Иуде Маккавею не удается отвоевать город Давида, в котором стояла цитадель. Она находилась в руках язычников, которые продолжали контролировать город, Иуда был вынужден отступить. Тем не менее, он постепенно расширяет территорию, ему подвластную, но в одном из сражений против сирийского военачальника Вакхида он погибает. Это произошло в 160 году до Р.Х. Существенный момент: сначала Иуда вдохновляет своих сподвижников на борьбу, говорит, что не в количестве войск победа, а в помощи Божией и побеждает. Но погибает сразу после того, как заключил союз с римлянами. Это особо не подчеркивается, писатель первой книги Маккавейской, благосклонно относится к таким союзам. Но, тем не менее, факт налицо.

После Иуды во главе движения становится его брат Ионафан.

В Сирии тем временем идет смена двух ветвей потомков Антиоха Великого, которые постоянно между собой борются за власть, наступает такой момент, что Ионафан сам поддерживает то одного, то другого претендента на престол. Если раньше Селевкиды пытались уничтожить Иудею, то теперь уже само их пребывание у власти зависит от того, кого из них поддержит своей военной силой Ионафан. Из повествования книги отчетливо видно, что Ионафан поддерживал каждый раз того представителя династии, который в данный момент имел больше законных прав на престол. Это делает ему честь, хотя каждый из них обещал ему массу привилегий, свобод, выгод, но Ионафан оказался в этом бескорыстным.

Ионафан направляет посольство в Рим для возобновления союза. Естественно, Риму весьма выгодно в тылу своих будущих противников иметь себе союзника, поэтому римляне весьма охотно идут на этот союз. Заключается союз со Спартой. Некогда пророки жестко обличали иудеев за попытки союза с язычниками, а здесь, не успев возникнуть, Маккавейская или, по-другому, Хасмонейская, династия начинает уклоняться к чисто светской политике, история начинает повторяться. За союзников-язычников возносится молитва и приносится жертва. Это интересный момент.

Ионафан становится как бы заложником чести и, доверившись сирийскому военачальнику, погибает. Его захватывают в заложники, потом требуют к себе его детей, но, в конце концов, умерщвляют и его и других. Поскольку еще до этого в различных походах погибли и два других брата, Иоанн и Елеазар, то остается один единственный из Маккавеев, Симон (143–135 гг.). Его народ провозглашает начальником над всем народом и первосвященником, как сказано на доске, которая по этому случаю была отчеканена, до тех пор, пока не придет пророк верный (1 Мак. 14:41). То есть, до времени, пока не придет пророк, могущий рассудить, верно или нет поставлены Маккавеи на первосвященство и царство. Фактически, хотя Маккавеи царями не объявлялись, они объявлялись предводителями народа, а до них первосвященники эту функцию исполняли. Либо Симон провозглашается начальником народа до времени пришествия Христова, тогда это постановление становится в каком-то смысле пророческим: после того, как династия Маккавеев оказывается отторгнутой от власти приходит к власти Ирод идумеянин, во время которого рождается Христос.

Маккавеи подчиняют себе значительную территорию и становятся полностью автономными, сами начинают чеканить монету, что является признаком независимости. В 135 году бесславно погибает Симон, убитый собственным зятем, который пожелал сам править и пытался перебить и его детей, в живых остается Иоанн Гиркан, который в 134 году становится преемником. На воцарении, на приходе к власти Иоанна кончается самая последняя книга Маккавейская, до 135 года доводится ее повествование. Вторая книга Маккавейская заканчивает свое повествование на смерти Иуды Маккавея ибо в ней религиозный момент выражен гораздо более ярко и поскольку после смерти Иуды Маккавея все движение становится чисто политическим, то в этой книге оно не находит отражения.

Ссылки по теме
Форумы