8.3. Судьба оставшихся в Иудее
8.4. Итоги периода царей

Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета


8.3. Судьба оставшихся в Иудее

Во главе оставшихся в Иудее наместником был оставлен Годолия, поселившийся в Массифе. Через два месяца он был убит заговорщиками во главе с потомком царского рода Исмаилом. Опасаясь мести вавилонян, иудеи решили бежать в Египет. При этом происходит одна очень характерная сцена. Руководители народа приходят к пророку Иеремии и говорят: «Скажи нам Слово Божие, что нам делать? И как ты скажешь, так и поступим». Иеремия идет, молится, и через несколько дней говорит: «Господь вам говорит оставаться здесь, а если побежите в Египет, то и там достанет вас меч царя Вавилонского». Они ответили: «Неправду ты говоришь, не посылал тебя Господь Бог наш сказать: не ходите в Египет, чтобы жить там» (ср. Иер. 42:2–16; 43:2) Они уходят и уводят с собой Иеремию, который в Египте погибает от рук иудеев, потому что он обличал этих людей в неверности Богу, и они этого стерпеть не могли.

Так пали на израильтян проклятия, которыми грозил им Бог за неверность (Втор. 28:15–68; Нав. 24:20; 3 Цар. 9:6–9).

8.4. Итоги периода царей

Подведем итоги. Что было в начале израильской истории? Был Авраам, живший в земле Халдейской, Господь его призвал в землю Ханаанскую, привел, обещал дать землю, умножить потомство. Все исполнено. Вот земля, вот потомство, вот город, вот создается Храм, о котором Господь обещает: «Имя Мое будет там». Что же теперь? Нет этого государства, нет города, нет Храма, нет установленного Законом служения Богу, и все потомки Авраама снова проживают в земле Халдейской, откуда вышел когда-то сам Авраам. История сделала круг, и пришла к тому, с чего все началось. На первый взгляд можно сказать, что ничего не получилось, план Божий остался неисполненным. На самом деле это не так. Что-то важное должно произойти на реках вавилонских. В этом убеждают пророки, открывавшие волю Божию в происходящих событиях.

Пророку Иеремии показаны в видении две корзины (Иер. 24) – в одной смоквы хорошие, пригодные для пищи, а в другой — гнилые. И ему было открыто, что добрые смоквы – это те, кто уведены в плен, а гнилые, ни к чему не годные, – это те, кто остались в Иерусалиме или ушли в Египет.

В свое время пророк Исаия дал символические имена своим сыновьям, одного из которых он называет «остаток спасется». В результате всех усилий пророков и благочестивых царей существует в Израиле здоровое зерно, «остаток», о чем свидетельствовал Господь Илии пророку, говоря, что Он оставил Себе семь тысяч, не подклонивших головы Ваалу. И вот именно этот остаток и должен выделиться, очиститься в «вавилонской печи». Вавилон неоднократно сравнивают с плавильным горном (см. напр. Иер. 9:7; Иез. 22:20). В Вавилоне будет переплавлен Израиль, и отделятся от него все примеси, и из него будет выделено чистое серебро. Не все те, кто уведены в плен, спасутся. Когда Господь посылает на служение пророка Иезекииля, Он говорит: Я тебя посылаю к людям с медными шеями, с каменными лбами, и Я не знаю, будут они тебя слушать или нет, но ты им говори все равно, вне зависимости от того, послушают они тебя или не послушают. В плену «человеческий материал» был весьма невысокого качества. Поэтому пребывание в плену не могло быть непродолжительным. Еще во время царя Седекии пророк Иеремия писал послания тем, кто еще раньше находился в Вавилонском плену, указывая, что они должны там обустраиваться, приспосабливаться, поскольку плен будет долгим. И это тоже ему ставили в вину, обвиняли его в предательстве, в измене, в том, что он деморализует народ, а лжепророки говорили, что скоро Вавилон рухнет, все вернутся.

Семьдесят лет, как предсказано Иеремией, должен был продлиться плен. Рассмотрим, с какого момента вести отсчет. Если считать от момента разрушения Иерусалима, то эту цифру нужно понимать символически. Но если начинать отсчет с первого пришествия Навуходоносора, когда при Иоакиме первые заложники отправились в Вавилон, то получится как раз то, что требуется. Если сосчитать с этого момента, то как раз получается около семидесяти лет, до 539 года, когда Вавилонская держава пала под натиском мидян и персов, и пришел к власти персидский царь Кир.

Эпоха царств так и не смогла обустроить жизнь избранного народа на основаниях Синайского закона. Постоянно нарушалось самое главное, первое требование закона, — требование абсолютного и строгого монотеизма. Оно постоянно оспаривалось, все время видны высоты и жертвенники языческие, даже в самом Храме. Не было достигнуто нравственное исправление народа, а это тоже очень важная составляющая Завета. Неслучайно, уже Ездра, вернувшись в землю обетованную, говорит, что земля эта осквернена. Чем? Грехами. Нечестивой жизнью людей. Причем земля оскверняется не только идолопоклонством, но и нарушением элементарных нравственных норм.

В конце четвертой книги Царств звучит надежда на лучшее. Евилмеродах, царь вавилонский, вывел Иехонию из темницы и дал ему место за царским столом.

В плену происходит очищение. У иудеев не осталось ничего из того, на что они надеялись и чем гордились. Храма нет, царя нет, службы нет, ничего нет. Что же остается? Посредством чего может осуществляться их связь с Богом? Только через верность Закону. Они как бы снова вернулись во времена странствования по пустыне. В книге пророка Иезекииля прямо говорится, что Бог выводит Израиль в «пустыню народов» (Иез. 20:35). Что они могут сделать, как они могут поклониться Богу? Не имея земли, на которой можно поклоняться, не имея службы, они имеют день субботний, и со времен плена начинается тщательное соблюдение этого дня. Возникает стремление к соблюдению заповеди Божией, к изучению слова пророческого и усвоению его. Это подействовало. После возвращения из плена израильтяне по-прежнему несвободны от недостатков, но нет идолослужения. Писание больше о нем не напоминает. Вернувшись из плена, они исцелились от этой болезни.

Гибель Иудейского царства не означала отмены обетований Божиих. Завет имел одним из главных своих условий следующее: «Приму вас Себе в народ и буду вам Богом» (Исх. 6:7). О том, что «Я буду вам Богом» иудеи твердо помнили всегда и очень на это надеялись. У них были ситуации, которые эту надежду должны были укреплять. Когда, во времена Езекии, приходили ассирийцы, то Господь спас Иерусалим, несмотря на греховность жителей. Но вот про то, что они должны быть святым народом, уделом Бога среди народов (Исх. 19:5–6), они забывали, была большая надежда, что как бы они ни жили, и что бы они ни делали, Бог все равно, раз уж взялся, будет хранить их и охранять до бесконечности.

Бог говорит, что долго так продолжаться не будет. Однако, Он не уничтожит народ, но даст ему возможность обновиться. Из Вавилона чистый остаток будет возвращен в землю обетованную. И с этим обещанием, обычно, звучат пророчества о той славе, которую будет иметь народ Божий после возвращения из Вавилонского плена. Дело в том, что в пророчествах очень часто соединяются несколько планов, то есть, ближайший исторический и достаточно отдаленный. Когда произошло возвращение, о котором говорили пророки, то славы, которую они предрекали, не было. Из этого ясно видно, что образы, в которых изображается грядущее освобождение, имеют отношение временем пришествия Христова, или даже не ко временем второго Его пришествия, когда, собственно, откроется слава Царствия Небесного во всех, кто будет веровать во Христа. Земля обетованная же, есть прообраз Царства Небесного.

Ссылки по теме
Форумы