5.8. Восстановление власти Давида
5.9. Перепись народа
5.10. Итоги царствования Давида
Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета
5.8. Восстановление власти Давида
Давид возвращается в Иерусалим; и те, которые его преследовали, и те, кто примыкали к Авессалому, стараются с ним замириться и получить прощение, но, тем не менее, царствования Давида продолжает быть беспокойным. После победы над Авессаломом первыми Давида призвали вернуться в Иерусалим представители колена Иудина. Они же и встретили его у Иордана. Это вызвало недовольство и беспокойство прочих израильтян, чем воспользовался некий вениамитянин Савей. Он пытается отделить колена Израильские от Иудеи и устраивает восстание, возгласив: «Нет нам части в Давиде, и нет нам доли в сыне Иессеевом; все по шатрам своим, Израильтяне!» (2 Цар. 20:1).
Давид после убийства Авессалома был огорчен и оскорблен действиями Иоава. Поэтому во главе войска, которое посылается против Савея, он ставит другого человека – Амессая. Однако Иоав, узнав об этом, догоняет Амессая, убивает его и сам возглавляет погоню. Это еще одно деяние Иоава, которое показывает, насколько тот заботился о своем собственном положении при дворе царя. Ради этого положения он не останавливается ни перед какими преступлениями, которые он совершал хладнокровно, расчетливо и коварно. Как в случае с Авениром, так и в случае с Амессаем.
5.9. Перепись народа
Уже в самые последние годы своего правления Давид решает устроить перепись населения, в результате чего возгорелся гнев Божий на Давида. Даже Иоав говорил: «Господь Бог твой да умножит столько народа, сколько есть, и еще во сто раз столько, а очи господина моего царя да увидят это; но для чего господин мой царь желает этого дела?» (2 Цар. 24:3). Почему так? Почему, скажем, в книге Чисел мы видим целых два исчисления народа, и они производятся по указанию Божиему, а здесь вдруг решение Давида вызывает гнев Божий. Для чего, собственно, переписывали людей в древности? С двумя целями: чтобы определить, во-первых, сколько человек можно призвать в случае военных действий, во-вторых, чтобы увидеть, сколько налогов и податей можно собрать с той или иной территории. Во времена Давида не было регулярного налогообложения, его благосостояние держится на военной добыче, на подношениях и дани окрестных народов. Но уже в его время начинается оддержание царя за счет внутренних государственных резервов. Часть Сам Господь обеспечивал израильтянам победу. Нередко даже, по указанию Божию, количество войска сокращалось перед сражением для того, чтобы именно Божия победа была явлена для всех. А здесь Давид устраивает перепись для того, чтобы ощутить ту силу, ту власть, которую он получил.
Господь предлагает через пророка Гада наказание, которое не на самого Давида падает, а на весь народ. Господь предлагает ему либо несколько лет голода, либо преследования от врагов, либо три дня моровой язвы. Давид говорит, что лучше впасть в руки Божии, чем в руки человеческие, и избирает последнее наказание.
Преподобный Исидор Пелусиот говорит, что это бедствие на народ пало не из-за Давида, но искушение и наказание последовали за участие народа в восстаниях Авессалома и Савея [32, т. 1, с. 200].
Когда это бедствие доходит до Иерусалима, то Давид, видя Ангела Божия, который пришел опустошать Иерусалим, обращается к Богу с молитвой, говоря: «Вот, согрешил я, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? Пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего» (2 Цар. 24:17). И тогда Гад приходит к Давиду и велит ему поставить жертвенник на том месте, где он видел Ангела: на гумне Орны Иевусеянина. Давид покупает этот участок земли и ставит там жертвенник. После приношения жертвы поражение прекращается. Описанием этого жертвоприношения оканчивается вторая книга Царств. Впоследствии на месте, где рядом с Иерусалимом поставил Давид жертвенник, Соломон выстроил храм Божий.
Этот эпизод обращал на себя внимание святых отцов, которые, говоря о словах Давида: «да будет рука твоя на мне», считают, что здесь указывается на то, что Христос добровольно предает Себя на смерть. «Давид умолял произнести правдивый приговор на него и на его род, выражаясь как истинный пастырь, и подражая Сыну своему и Господу, положившему за овец душу свою» (блаж. Феодорит) [цит. по: 28, с. 171].
5.10. Итоги царствования Давида
Царствование Давида, несмотря на его ошибки и грехи, было самым выдающимся, образцовым царствованием. Давид навсегда остался идеалом царя, все последующие сравниваются с ним, и никто не превосходит его. Даже пророки впоследствии, когда пророчествовали о Христе, нередко называли Христа Давидом, или отраслью Давида; скажем, пророк Иезекииль, пророчествует о добром пастыре, которому Господь даст пасти людей своих (Иез. 34:23), хотя Давид ко времени Иезекииля уже давно умер.
Отличительные черты Давида есть его верность Бог, затем кротость и смирение. Эти и другие черты его внутренней жизни гораздо более отчетливо видны из псалмов, которые им были написаны и составляют основу книги Псалтырь. Некоторые псалмы Давида приводятся непосредственно в исторических книгах.