6.6. Обетование Соломону
6.7. Причины недовольства правлением Соломона
6.8. Грех Соломона
6.9. Обетование Иеровоаму
6.10. Воцарение Ровоама и разделение царства
6.11. О книгах Паралипоменон

Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета


6.6. Обетование Соломону

Наступил момент частичного исполнения обетования, данного Давиду. Его сын утвердился на престоле в Иерусалиме. После того, как Храм был освящен, Господь снова явился ему и сказал: «Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек, и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни. И если ты будешь ходить пред лицем Моим, как ходил отец твой Давид, в чистоте сердца и в правоте, исполняя все, что Я заповедовал тебе, и если будешь хранить уставы Мои и законы Мои, то Я поставлю царский престол твой над Израилем вовек, как Я сказал отцу твоему Давиду, говоря: «не прекратится у тебя сидящий на престоле Израилевом». Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня, и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего и будет Израиль посмешищем у всех народов. И о храме сем высоком, всякий проходящий мимо его ужаснется и свиснет и скажет: «За что Господь поступил так с сею землею, с сим храмом?» и скажут: «За то, что они оставили Господа Бога своего, который вывел отцов их из земли Египетской, и приняли других богов и поклонялись им и служили им, — за это навел на них Господь все сие бедствие»» (3 Цар. 9:3–9).

6.7. Причины недовольства правлением Соломона

Помимо рабов-иноплеменников множество народа собиралось к Соломону для того, чтобы участвовать во всех стройках, которые он вел: крепостей, конюшен, хранилищ для запасов. Соломон разделил землю на 12 частей, причем не в соответствии с разделением по коленам. Это были 12 административных округов, внутри которых он собирал дань, – каждый из них должен был в течении месяца поставлять продовольствие царскому двору, причем посчитано, что этого продовольствия вполне хватило бы на 5– 6 тысяч человек, чтобы хорошо питаться. Соломон обложил всех достаточно тяжелой данью. И те люди, которые работали на него, хотя и не были рабами, но, тем не менее, свобода их была весьма стеснена, то есть от простоты и патриархальности прежних нравов мало что остаось.

Централизация в государстве Соломона была жесткая. Народ был готов это до времени терпеть, но возникал ропот. Это видно из эпизода убийства одного из смотрителей за работами и впоследствии из легкости, с которой отошли многие израильтяне от потомков Соломона. Впрочем, об этом их предупреждал еще Самуил (ср. 1 Цар. 8:11–18). И все же центральной причиной дальнейших событий была вовсе не непродуманная политика Соломона и не налогообложение, которое он ввел, а его религиозная жизнь.

6.8. Грех Соломона

Уже самом начале царства Соломона говорится, что он проявлял определенную слабость, принося курения на высотах. «Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской, и делал Соломон неугодное пред очами Господа <…>. Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая перед Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам <…> И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему; но в твои дни Я не сделаю этого, ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего отторгну его; и не все царство исторгну; одно колено дам сыну твоему, ради Давида, раба Моего, и ради Иерусалима, который Я избрал» (3 Цар. 11:4–8, 11–13). И действительно, после смерти Соломона царство разделяется. Потому закон и запрещал браки с иноплеменницами, что жены-язычницы были в силах со временем своих мужей тоже привлечь к идолопоклонству.

Итак, ни мудрость правителя, ни богатство и широкие международные связи не помогли устоять этому славному царству, потому что не исполняется самое главное условие Завета, а именно верность Богу.

6.9. Обетование Иеровоаму

Разделение царства связано с именем человека по имени Иеровоам из колена Ефремова, который был смотрителем над сбором податей из дома Иосифа. Однажды, идя куда-то по своим делам, он встретил на дороге пророка Ахию, который разорвал бывшую на нем новую одежду на 12 частей и отдал 10 частей Иеровоаму. При этом он сказал, что это знак того, что Господь ему отдаст 10 колен из рук сына Соломона, и возвестил волю Божию об этом отдании, говоря: «Я не беру всего царства из руки его, но Я оставляю его владыкой на все дни жизни его ради Давида, раба Моего, которого Я избрал, который соблюдал заповеди Мои и уставы Мои, но возьму царство из руки сына его и дам тебе из него 10 колен, а сыну его дам одно колено, чтобы оставался светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицем Моим в городе Иерусалиме, который Я избрал Себе для пребывания там имени Моего. Тебя Я избираю, и ты будешь владычествовать над всем, чего пожелает душа твоя, и будешь царем над Израилем, и если будешь соблюдать все, что Я заповедую тебе и будешь ходить путями Моими и делать угодное пред очами Моими, соблюдая уставы Мои и заповеди Мои, как делал раб Мой Давид, то Я буду с тобою и устрою тебе дом твердый, как Я устроил Давиду, и отдам тебе Израиля; и смирю Я род Давида за сие, но не на все дни» (3 Цар. 11:34–39). Иеровоам не просто какой-то выскочка, который решает воспользоваться слабостью потомков Соломона, но он от Бога получает обещание, что если он будет ходить путями заповедей Божиих, то его царство утвердится так же, как некогда было твердо царство Давида. Значит, Иеровоам имел перед собой великие перспективы. Соломон хотел умертвить Иеровоама, но Иеровоам убежал в Египет и жил там до смерти Соломона.

6.10. Воцарение Ровоама и разделение царства

После того, как Соломон умирает, израильтяне собираются к Ровоаму, его сыну, который приходит для воцарения в Сихем9, и просят его облегчить то бремя, которое на них возложил Соломон, говоря, что все главные свершения уже позади и можно уже облегчить и трудовые повинности, и те подати, которыми они обложены. Но Ровоам посоветовался со своими молодыми друзьями и сказал им, что отец его наказывал их бичами, а он будет наказывать их скорпионами и увеличит иго их. И не послушался царь народа. Впрочем, не послушался он именно потому, что Господь уже некоторым образом отступил от него, на нем должно было совершиться то, что было обетовано Богом Соломону. И Израильтяне отложились от Ровоама. «Разошелся Израиль по шатрам своим и только над сынами Израилевыми, жившими в городах Иудиных царствовал Ровоам… и за домом Давида не осталось никого кроме колена Иудина и колена Вениаминова» (3 Цар. 12:16–20). Совершается то, что было предречено Соломону, и с этого момента до самого времени Вавилонского пленения никогда больше единое царство не восстанавливалось.

Надо сказать еще, что обетование Ахия дал только Иеровоаму, а народ отступил от потомка Давида не по причине ревности о благочестии, но по желанию мирских благ, «а поэтому недостойны они никакого извинения в том, что присвоили себе поставление царя» [35, т. 29, с. 243].

Начиная с двенадцатой главы третьей книги Царств и по семнадцатую главу четвертой книги Царств, идет описание параллельной истории разделенных царств. Разобраться в этой истории на основании книг Царств довольно сложно, потому что, во-первых, деяния израильских и иудейских царей приводятся вперемежку. Во-вторых, книги Царств не представляют собой обычных хроник или летописей писателя этих книг интересовал более всего религиозный, а не исторический аспект жизни царств. Поэтому некоторые царства, которые были весьма замечательны с точки зрения экономического расцвета, военных завоеваний и достижений мирского характера, удостаиваются одной-двух фраз, что несколько затрудняет изучение собственно истории. При изучении этого раздела полезно обращаться к различного рода справочным материалам и исследованиям, посвященным этим книгам.

Время разделения царств – это примерно 930 (или 926) год до Рождества Христова. Начиная от времени Давида и далее, уже вполне точно можно датировать события Израильской и Иудейской истории, как благодаря хронологии, которая присутствует в самом Священном Писании, так и благодаря историческим и археологическим открытиям, сделанным за последние двести лет. Библейская история уже достаточно тесно связана с историей окружающих народов, от которых остались летописи и хроники. Поэтому с точностью до двух – трех лет можно говорить о времени правления царей и произошедших событиях.

6.11. О книгах Паралипоменон

В книгах, которые называются Паралипоменон, или Хроники10, история изучаемого периода повторяется и дополняется. Наибольшее внимание здесь уделено царствованию Давида и царствованию Соломона. История Саула пропущена. Об истории Израильского царства, кроме тех моментов, когда эта история вплотную соприкасалась с историей царства Иудейского. Почему? Эти книги были написаны позже, чем книги Царств, когда появилась возможность осмыслить значение периода царств для священной истории. То, что преодолено, или то, что не дало своего положительного вклада в историю, просто исключается из рассмотрения. Отсутствуют повествования об отношениях Давида с Вирсавией и Авессаломом, об идолопоклонстве Соломона. История их царства подана в очищенном свете, показан только тот подлинно положительный вклад, который ими был сделан. Основное внимание книг уделено Храму, богослужению, служению левитов, о чем мало говорилось прежде. Описывается разделение череды священства, и служение левитов в хоре и при охране Храма, и так далее. Правление царей оценивается именно с точки зрения их благочестия, их отношения к Храму и богослужению, верности Богу. Книга содержит много речей пророков, а также рассуждений самого автора, количество которых в чем-то роднит вторую книгу Паралипоменон с учительными книгами Ветхого Завета. В древнееврейском каноне эти книги относились к разделу Писаний.

Ссылки по теме
Форумы