Глава 5. Царство Давида
Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета
5.1. Начальный период царствования Давида в Хевроне
Саул был отвержен Богом и его место был помазан Давид. Но до воцарения Давида прошло еще несколько лет, часть из которых ознаменованы преследованиями Давида со стороны Саула, проникшегося к нему необъяснимой ненавистью и завистью, и одновременно осознанием того, что Давид должен стать на его место. Эти преследования кончаются тем, что Давид, отправивший своих родственников в землю моавитскую, сам вместе с отрядом, который к тому времени составлял уже 600 человек, вынужден уйти в землю филистимскую и поселиться среди филистимлян в Секелаге под покровительством гефского царя Анхуса.
История политического воцарения Давида начинается с гибели Саула, о которой Давида извещает один амаликитянин, пришедший к нему с целью снискать милость Давида, и сообщивший, что он лично убил Саула на поле брани. Желаемой цели он не достиг, поскольку Давид говорит ему: «Как ты не побоялся поднять руку, чтобы убить помазанника Господня?» (2 Цар. 1:14). Он велел казнить этого самовольного «благовестника» и воспел очень трогательную песнь на смерть Саула и своего друга Ионафана.
После этого вместе с отрядом Давид, по прямому указанию Божию, перемещается в Хеврон, где становится царем над коленом Иудиным, приняв помазание от людей этого колена. В это же время военачальник Саула Авенир воцарил над Израилем сына Саула Иевосфея. Начинается гражданская война между коленом Иудиным и теми, кто считал потомка Саула законным наследником царского престола. Во главе войска Давида помимо него самого стоят его племянники Иоав, Авесса и Асаил, во главе войск Иевосфея – Авенир.
Гражданская война всегда является трагедией, поскольку режут здесь по живому, братья сражаются против братьев. Во время первого же сражения, произошедшего у Гаваонского пруда, когда брат Авессы и Иоава Асаил преследовал бегущего Авенира, тот умолял его: «Отстань от меня, чтоб я не поверг тебя на землю; тогда с каким лицом явлюсь я к Иоаву, брату твоему?» (2 Цар. 2:22). Он понимал, что как гораздо более опытный сильный воин, выйдет победителем из поединка. Однако Асаил не внял и был убит Авениром. Тем самым личные взаимоотношения между начальниками двух враждующих лагерей через эту смерть были навсегда испорчены.
Авенир был главнй опорой потомков Саула в этой войне. Имел весьма большие притязания, возможно, он сам хотел сделаться царем. Между ним и Иевосфеем происходит ссора, после кторой Авенир приходит к Давиду и предлагает ему покорность остальных колен, то есть предлагает ему стать его союзником и способствовать воцарению Давида над всеми коленами Израилевыми. И Давид входит в союз с Авениром. Однако Иоав, узнав о том, что состоялся такой союз, догоняет Авенира и предательским образом убивает, что, конечно, является болью и огорчением для Давида. Но сделать он пока ничего не может, поскольку, как он сам говорит, «эти люди, сыновья Саруи, сильнее меня. Пусть же воздаст Господь делающему злое по злобе его» (2 Цар. 3:38–39). Авенира с почестями погребли в Хевроне.
После гибели Авенира дело сторонников Иевосфея становится безнадежным. Находятся два военачальника, которые убивают царевича и тоже являются к Давиду с головой убитого, желая этим снискать милость Давида. Давид в ответ предает казни их самих. Но теперь нет другой кандидатуры на царство, кроме Давида. И снова в Хевроне, в третий раз, уже воцаряется Давид, наконец, над всем Израилем. Старейшины всех колен Израилевых приходят к Давиду и признают его царем и помазывают на царство.
Давид на царство был помазан трижды. По мнению святителя Афанасия Великого троекратное помазание Давида в царя, (сначала в доме отца, потом в Хевроне у иудеев, и потом там же от всех колен), прообразовало собой то, что «Христос рожден царем прежде всех веков, потом, воплотившись от Девы, признан царем немногими, а после Воскресения дана Ему всякая власть на небеси и на земли (Мф. 28:18)» [цит. по: 28, с.166].