2.2. Функции судей
2.3. Гедеон
2.4. Сыновья Гедеона. Авимелех

Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета


2.2. Функции судей

Главная функция судей – приводить народ к покаянию и избавлять от угнетения и притеснения. Вторичное их служение – это служение управления народом, которое отнюдь не все судьи несли. В основном функции управления принадлежали старейшинам, а главное и первое значение судьи – это восстановление богопочитания и избавление израильтян от угнетателей.

Если мы посмотрим по книге судей, какие народы угнетали израильтян, то увидим, что тут представлена вся окрестная «география». Сколько бы ни было вокруг народов, все по очереди, видимо, в том порядке, в каком израильтяне принимали разных идолов, приходили с оружием в руках — моавитяне, аммонитяне, мадианитяне, филистимляне и даже из Месопотамии — для того, чтобы их завоевать.

Чтобы соблюсти формальный порядок, перечислю судей Израильских: Гофониил, освободивший страну от угнетения Месопотамией, затем Аод, избавивший израильтян от моавитян. Затем Девора и Варак, избавившие от хананеев, Гедеон, сражавшийся против мадианитян, дальше его сын Авимелех, который беззаконно пытался воцариться; кратко говорится о судействе Фола и Иаира, потом Иеффай, который сражался против аммонитян; затем говорится о судействе Есевона, Елона и Авдона; последний судья – это Самсон, который боролся с филистимлянами. О некоторых мы поговорим более подробно.

2.3. Гедеон

Из судей для нас большой интерес представляет, во-первых, Гедеон, который чудесным образом был призван к своему служению. Тут сказано, что «Гедеон выколачивал пшеницу в точиле для того, чтобы скрыться от мадианитян» (Суд. 6:11), то есть не помышлял ни о каких подвигах, и тогда является ему Ангел Господень и призывает его к служению. Первое деяние, которое совершает Гедеон – он разрушает жертвенник Ваала, который стоял в том селении, из которого он был, и срубает дерево, около которого совершалось идолопоклонство. Так что жители стали весьма гневаться на него, зачем он их божество разрушил, и явились к его отцу с требованием наказать сына, на что отец сказал: «вам ли вступаться за Ваала..? Если он бог, то пусть сам вступится за себя…» (ст. 31). В результате Гедеону дали прозвище Иероваал.

Но перед тем как принять на себя служение судьи, он просит знамения у Бога, и ему дается знамение дважды, знамение руна, то есть шерсти, когда первый раз вся шерсть была мокрой, а вокруг была сухая земля, и из шерсти он выжал целую чашу воды. Во второй раз роса легла всюду на землю кроме этой шерсти, но шерсть осталась сухой. Из этого он действительно убедился в том, что Господь его призывает, что это не есть самообольщение.

В знамении руна Церковь всегда видела изображение Матери Божией, чудесно принявшей во чреве Своем Сына, всех Бога: «Подобно росе рождение Твое» (Пс. 109:3). Более редкое толкование – это прообраз церкви. Сначала орошенное руно и сухая земля вокруг изображала то, что ветхозаветная церковь сосредотачивалась исключительно в народе Израильском, вокруг которого было бесплодие языческое, а второе знамение, когда шерсть иссохла, а вокруг лежала роса, изображало уже распространение христианской новозаветной церкви среди всех народов. Причем сам народ Израильский по промыслу Божию оказался отпавшим от этой благодати.

После этого Гедеон одерживает победу, причем собирает он довольно много народу, но Господь велит ему взять с собой только 300 человек для того, чтобы никто не подумал, что победа эта одержана силами человеческими. И во главе этих 300 воинов Гедеон одерживает победу над мадианитянами.

2.4. Сыновья Гедеона. Авимелех

Затем идет еще некоторое повествование о победах Гедеона, и ему предлагают стать царем: «Сказали израильтяне Гедеону: «Владей нами ты, и сын твой и сын сына твоего, ибо ты спас нас из руки мадианитян». Гедеон сказал им: «Ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами, Господь да владеет вами»» (Суд. 8:22-23). Мы действительно видим, что в это время народ не управляется постоянными вождями, но это эпоха теократии, когда Сам Бог объявляется царем над этим народом и управляет народом посредством Своего Закона.

Гедеон решительно отказывается от того, чтобы стать царем, однако один из его многочисленных сыновей Авимелех решает все-таки воцариться. Он предательским путем умертвил всех своих братьев (заметим – еще не появился царь, как уже началось то, что так часто на протяжении истории сопровождает монархию), кроме одного, Иофама, которому удалось скрыться, и воцарился в Сихеме. И тогда Иофам произнес такую притчу: «...Послушайте меня жители Сихема, и послушает вас Бог. Пошли некогда дерева помазать над собою царя и сказали маслине: «царствуй над нами. Маслина сказала: оставлю я масло свое, которым чествуют богов и людей, и пойду ли скитаться по деревьям?» И сказали деревья смоковнице: «Иди и ты царствуй над нами.» Смоковница сказала: «Оставлю я сладость мою и хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревьям?» И сказали деревья виноградной лозе: «Иди, и ты царствуй над нами.» И виноградная лоза сказала им: «Оставлю ли я сок мой, который веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревьям?» И, наконец, сказали все деревья терновнику: «Иди, и ты царствуй над нами». Терновник сказал деревьям: «Если поистине поставляете меня царем над собой, то идите и покойтесь под тенью моей, а если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские»» (Суд. 9:7-15). В этой притче Иофам изображает свое отношение к царской власти. Он хочет сказать, что царская власть есть вещь бесполезная, только что-то такое негодное, вроде терновника, от которого ни плода, ни дерева, ни масла – ничего получить невозможно, он только и годится на то, чтобы царствовать, потому что больше никому это не нужно и никакой пользы от этого не произойдет. Здесь мы видим довольно скептическо отношение к необходимости для израильтян царской властие.

В конце концов Авимелех поссорился с Сихемлянами, у которых он воцарился, и погиб.

Трижды встречается в книге Судей такая фраза: «В те дни не было царя у Израиля, и каждый делал то, что ему казалось справедливым». Максима, на первый взгляд, довольно неплохая. Но неплоха она только в том случае, когда каждому справедливым представляется что-то, что таковым является на самом деле. Как только происходит какая-то нравственная деградация, жизнь в обществе, которое управляется таким образом, становится, по-видимому, невозможной, потому что каждый считает справедливым скорее всего то, что ему самому удобно. В последних двух главах этой книги мы увидим наглядные примеры того, кому что казалось справедливым. Картина довольно неприглядная.

Ссылки по теме
Форумы