1.4. Окончание завоевания при Иисусе Навине
1.5. Раздел земли и возвращение заиорданских колен
1.6. Жертвенник заиорданских колен
1.7. Завещание Иисуса Навина
Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета
1.4. Окончание завоевания при Иисусе Навине
В следующих двух главах, в 10-й и в 11-й, кратко описывается дальнейшая история завоевания, то есть начало похода в Южный Ханаан с подробным перечислением захваченных городов и царей. Затем описывается поход на север, тоже очень краткий, с описанием только тех городов и царей, которые были захвачены и побеждены. После этого в 12-й главе подводятся итоги завоевания. В сумме территория, которую захватили при Иисусе Навине, простиралась от Кадеса, к которому изначально подошли израильтяне с Моисеем, до горы Ермон на севере и от Иордана с запада до той же самой горы Ермон, то есть достаточно большая территория. Еще были территории на западе со времен Моисея. Когда степи к востоку от Иордана были завоеваны, то 2,5 колена попросили Моисея, чтобы он отдал им те земли, и Моисей это сделал при условии, что они будут воевать со всеми остальными до тех пор, пока не будет захвачена вся земля. В списке пораженных Иисусом Навином царей насчитывается 31 человек. Понятно, судя по этому описанию, что не все города и области были полностью захвачены, однако израильтяне добились того, что они доминировали на всей этой территории, все ключевые точки и ключевые земли были ими захвачены. Главные из земель, которые захвачены не были, это прибрежная полоса, где было 5 городов Газа, Аскалон, Азот, Екрон и Геф – филистимские города, с которыми потом было связано много неприятностей в истории Израиля.
1.5. Раздел земли и возвращение заиорданских колен
Затем по указанию Божию Иисус Навин проводит раздел земли, то есть сначала подтверждаются наделы Рувима, Гада и половина Манассиина, которые были за Иорданом, затем описывается каждый удел и бросается жребий. Сначала получают Иуда, Ефрем и вторая половина колена Манассиина, которые получают центральные земли; не случайно потом Израиль, северное царство, называется еще Ефремом, в силу доминирующего положения этого колена. И затем разделяются по жребию все их уделы. Напоминаю вам о том, что Левиты удела не получили, а получили только города, разбросанные по всем землям. И сам Иисус Навин себе никакого удела не выделил, и тогда израильтяне сами предоставили ему удел. Блаженный Феодорит объясняет это тем, что Иисус Навин, будучи соименным Христу, «подражал смирению Владыки, пребывавшего в крайней нищете» [34, с. 204].
1.6. Жертвенник заиорданских колен
После того как уходят заиорданские колена, они сооружают у себя жертвенник, тем самым видимым образом нарушая распоряжение о том, что жертвенник у израильтян должен быть единый, общий. То есть получается, что они собираются устроить у себя собственный культ, собственные жертвоприношения. И это событие вызывает такой резонанс, что чуть не возникает гражданская война между западными и восточными коленами. Однако все разрешается тем, что заиорданские колена объясняют, что для памяти потомкам своим они поставили этот жертвенник; не для совершения на нем жертв, но как памятник и символ единства с теми, кто живет непосредственно в Палестине.
1.7. Завещание Иисуса Навина
В последних двух главах описывается кончина Иисуса Навина. Иисус Навин напоминает собравшимся к нему израильтянам о том, что Господь исполнил все то, что обещал израильтянам: Господь изгнал от них хананеев, Господь дал им землю и дает им владеть этой землею и «посему всячески старайтесь любить Господа Бога вашего. Если же вы отвратитесь и пристанете к оставшимся из народов сих, которые остались между вами, и вступите в родство с ними, и будете ходить к ним, а они к вам, то знайте, что Господь Бог ваш не будет уже прогонять от вас народы сии, но они будут для вас петлею и сетью, бичом для ребер ваших и терном для глаз ваших, доколе не будете истреблены с сей доброй земли, которую дал вам Господь Бог ваш» (Нав. 23:11-13). И, собрав весь народ в Сихеме, который надолго стал одним из важнейших культовых центров для Израиля, Иисус Навин напоминает им обо всех благодеяниях, начиная с Авраама и до его дней, и предлагает им снова обновить завет с Богом, снова дать Богу обещание быть Ему послушным. «И отвечал народ и сказал: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам!» (Нав. 24:16). Иисус Навин вписывает, как сказано, эти слова в книгу закона Божия и ставит большой камень под дубом, как памятник об этом обновлении завета. После этого говорится, что Иисус Навин умер, и похоронили его на горе Ефремовой.
И последнее событие – это погребение костей Иосифа, которого вынесли сыны Израилевы из земли Египетской и схоронили его в Сихеме на том участке, который еще принадлежал Иакову. В Септуагинте, то есть в греческом варианте Ветхого Завета книга Иисуса Навина еще имеет некоторую приписку, говорится «И стали сыны Израилевы служить Астарте и Астарофу и богам окрестных народов; и предал их Господь в руки Еглона, царя Моавитского, и он владел ими восемнадцать лет» (Нав. 24:36). Уже здесь в книге Иисуса Навина более поздними переводчиками делается замечание о том, что, не успев присягнуть на верность Богу, израильтяне тут же от Него отступают.