Глава 3. Начало эпохи Царств
3.1. Книги Царств и Паралипоменон
3.2. Первосвященник Илий
3.3. Песнь Анны пророчицы

Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета


3.1. Книги Царств и Паралипоменон

Следующие книги – это четыре книги Царств и две Паралипоменон. Первые две книги царств в еврейской традиции называются книгой Самуила, а третья и четвертая книги Царств называются книгой царей. Такое разделение принято и во многих современных западных изданиях Библии, поэтому если вы будете работать с западными изданиями, знайте, что их первая и вторая книги Царств соответствуют третьей и четвертой в нашей традиции.

Повествование книг Царств охватывает период от служения пророка Самуила и установления монархии среди израильтян до падения царства, которое разделилось на Северное и Южное. Падение Северного царства, потом падение Южного и увод большей части израильтян в плен, разгром Иерусалима, прекращение самостоятельного политического существования Израильского и Иудейского царств, и некоторые указания о судьбе пленников в Вавилоне — вот содержание этих книг. Этот период занял 500 лет, начиная с конца 11 века по начало 6-го века до рождества Христова.

3.2. Первосвященник Илий

Повествование Первой книги Царств начинается с описания служения Самуила. В это время служение первосвященника и служение судьи сочетаются в одном лице, а именно, в лице первосвященника Илия, который служит при скинии, расположенной в Силоме. К нему является некая бесплодная женщина, которая молится Богу о даровании ей чада. Эта женщина получает ответ на свою молитву, рождается младенец Самуил, которого мать обещала посвятить Богу. С такого чуда начинается история пророка Самуила.

Описание служения при скинии в этот момент далеко отстоит от того идеала, который изображен в Пятикнижии. Все просто, нет даже особого упоминания о левитах, есть Илий – первосвященник, и два его сына. Просто во время богослужения, во время молитвы эта женщина общается с ним, он сам к ней подходит и пытается ее остановить, подозревая, что она в пьяном виде явилась для принесения молитв. Возможно, это произошло из-за необычности ее молитвы. Насколько сейчас это восстановимо, евреи традиционно молились вслух и достаточно громко. Если посмотрим на то, как изображается молитва, скажем, в Псалтири, то увидим, что там постоянно используется такое слово, как «воскликнем», которое указывает на достаточно громкое произнесение молитв. Образ скорбной молитвы женщины отличался от традиционного, что и позволило предположить первосвященнику, что она пьяна. А может быть, это был не единственный инцидент подобного рода, что вполне характеризует эту эпоху.

3.3. Песнь Анны пророчицы

Господь исполняет прошение Анны (так звали мать Самуила), и она ребенка, когда он несколько подрос, оставляет при доме Илия для того, чтобы он служил при скинии. Радость о его рождении у Анны, выражается в форме торжественного песнопения, которое приводится во второй главе книги Царств и которое, благодаря своей возвышенности и пророческому содержанию, вошло в состав ежедневного богослужения. Эта песнь стала третьей библейской песней канона на утрене. «Утвердися сердце мое в Господе, вознесеся рог мой в Бозе моем, разширишася уста моя на враги моя, возвеселихся о спасении твоем <…> яко неплоды роди седмь, и многая в чадех изнеможе: Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит <…> да не хвалится премудрый премудростию своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим: но о сем да хвалится хваляйся, еже разумети и знати Господа, и творити суд и правду посреде земли: Господь взыде на небеса и возгреме: Той судит концем земли, праведен сый, и дастъ крепость царем нашым и вознесет рог Христа Своего» (1 Цар. 2:1, 5–6, 10).

Здесь впервые в Священном Писании звучит пророчество о Помазаннике. Если прежде пророчества о Христе, изображали Его, как семя жены, как чаяние народов, как жезл крепости, то здесь впервые Он называется Помазанником, по-еврейски – Мессией, или Христом по-гречески. Образ рога есть образ силы, благосостояния и победы. Когда говорится о том, что Господь «взыде на небеса и возгреме», то пророчествуется о вознесении Господнем.

Ссылки по теме
Форумы