Глава 9. Возвращение из Вавилонского плена. Второй Храм. Восстановление Иерусалима

Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета


Последний период, описанный в канонических книгах Писания, заключает в себе возвращение из Вавилонского плена, восстановление Иерусалима и Храма, а также организацию жизни избранного народа на новых началах Ездрой и Неемией.

9.1. Иудеи в плену

Некоторые из заложников, первыми уведенных в Вавилон, оказались среди царских приближенных (Даниил). Плененный царь Иехония сначала находится в темнице, но потом его выводят оттуда, приближают к царскому двору, он получает содержание и даже упоминается в вавилонских документах. В книге пророка Иезекииля, большая часть пророчеств которого сказана до падения Иерусалима, видна довольно мирная жизнь иудеев в плену. Сам Иезекииль женат, у него есть собственный дом, есть своя община, есть старейшины. Хотя были моменты, когда халдеи грозились истребить иудеев. Иезекииль перевел их, как посуху, через поток Ховар, и во время голода снабжал их хлебом.

Книга пророка Даниила показывает, что некоторые иудеи были приближены к царям. И даже выступали в роли советников. Хотя их образ богопочитания был непонятен и противен тем, кому они служили. Почему? Никто не протестовал против того, что иудеи продолжают почитать своего собственного Бога; протестовали против того, что они не почитали богов тех мест, куда они пришли. Языческое сознание таково: есть земля и есть бог, который ею владеет. На отказавшихся обрушивались репрессии, в случае с Даниилом и его товарищами, за отказ почитать царя как бога и поклоняться идолам. Помощь Божия не оставляет израильтян. Это видно в том, как Бог являл Свое промышление и силу над Навуходоносором. Так что нельзя сказать, что царю Вавилона совсем неведом был Бог Израилев.

Ко времени окончания плена многие иудеи неплохо обустроились на чужбине, завели торговлю, завели настолько значительное хозяйство, что многие не стали возвращаться в Иудею. Собственно, со времени вавилонского переселения начинает свое существование такое явление, как еврейская диаспора. Часть иудеев переселилась в Вавилон, часть бежала в Египет (многие из них, как и пророчествовал Иеремия, погибли, но кто-то и остался). Иудея практически опустела. Вавилон и Египет стали двумя главными центрами еврейского рассеяния. Хотя, небольшие группы евреев жили там и раньше. Например, иудейские наемники считались одними из лучших, потому, что всегда очень хранили присягу и считались наемниками верными и воинственными.

Именно во время плена, по-видимому, появляется такое явление, как синагога. Слово это греческое, которое означает «собрание». Так стали называться места, где верующие могли собраться вместе. Но синагога это не Храм. В синагоге не совершается богослужение. Синагога это место, где люди собираются для того, чтобы вместе помолиться, почитать Писание, может быть, решить какие-то общественные дела. Храм один, Храм только в Иерусалиме. Богослужение заключается в принесении жертв. И каких-то специальных установленных молитвословий в законе почти не видим. Синагога – это место, где читается Закон, читаются Пророки, совершается учительство, совершается молитва.

Ссылки по теме
Форумы