10.3. Первая и вторая книги Маккавейские. Палестина под властью Египта и Сирии
10.4. Гонение Антиоха Епифана
Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета
10.3. Первая и вторая книги Маккавейские. Палестина под властью Египта и Сирии
Затем Антиох III (Великий), сирийский правитель, потомок Селевка Никатора, в 199 году выступает против Птолемея и покоряет южную часть Сирии и Палестину, то есть отодвигает границы своего царства фактически до самого Египта. Иудея переходит под власть Антиоха Великого, который, впрочем, оставляет без изменений тот строй, который может быть назван теократическим. Хотя эта теократия уже была не такая, которая была во времена Судей, а уже в более современном виде, когда во главе управления стоят священники; кроме того, народ не был независим. По свидетельству книг Маккавейских, Антиох выделяет субсидии на совершение жертвоприношений и дает распоряжения, подтверждающие запрет язычникам входить в Храм. Все это продолжается до его смерти.
Изменения начались, когда воцарился Антиох IV, по прозвищу Епифан. Во дни своей юности он успел побывать в Риме в качестве заложника, и был человеком, пропитанным римской культурой. Когда он воцаряется, то начинает проводить весьма энергичную программу «всеобщей эллинизации», программу «окультуривания и просвещения диких народов», которые населяли его царства. Делает он это с размахом, достойным римлянина. Поскольку общая культура всех стран, которые ему подчинялись, была также языческая, то больших затруднений он не встречал, потому что языческая культура открыта для синкретизма и легко способна принять в свой пантеон новых богов. Единственным камнем преткновения в его программе оставалась Иудея, которая никак не желала принимать плоды цивилизации, которые он ей предлагал.
После того как Антиох отстраняет иудейского первосвященника Онию, эта должность оказывается в руках крайне недостойных: Смерть этого первосвященника была вызвана тем, что два претендента, брат Онии Иасон и Менелай, начинают борьбу за положение первосвященника. Борьба ведется самыми некрасивыми средствами: клеветой и подкупом. Они сменяют друг друга на должности просто благодаря тому, что обещают царю все большее и большее количество отчислений из храмовой казны, так что полностью разоряют сам Храм, ради того, чтобы стать первосвященниками, то есть для того, чтобы получить политическую власть. Затем они начинают за нее бороться с оружием в руках.
Иасон устраивает в Иерусалиме палестры, (места для спортивных соревнований), принимает участие в торжествах в честь Геркулеса, что вызывает ропот у людей благочестивых. Все древние спортивные игры посвящались богам, и участие в этих состязаниях было формой почитания языческих богов. Соответственно, для человека, который от всякого идолослужения старается отказаться, участие в этих играх неприемлемо. Однако, не участвовать в них тоже невозможно, потому что участие в спортивных состязаниях есть проявление лояльности гражданской. Участие в играх это честь. Если в них не участвовать, то значит, быть в подозрении, быть врагом общественного порядка, понести наказание, исключить себя из жизни общества. Так как во всех состязаниях люди участвовали обнаженными, иудеи стали подвергаться осмеянию со стороны греков, некоторые стали делать себе пластические операции, скрывая следы обрезания. И более того, некоторые переставали обрезывать детей, чтобы не было препятствий для их карьеры. Этот момент Маккавейские книги подчеркивают. Еще раз замечу, что активным насадителем всех этих традиций был именно первосвященник, то есть деваться было некуда. Но даже он не слишком преуспел, и все это вызывало насмешки и нарекания со стороны народа.
Когда Антиох после похода в Египет пришел в Иерусалим, дело приняло гораздо худший оборот. Видя сопротивление со стороны иудеев, он развернул широкомасштабное гонение.
10.4. Гонение Антиоха Епифана
Первым делом он Иерусалимский Храм делает храмом Юпитера Олимпийского, наполнив его мерзостью идолослужения и блуда. Храм Гаризимский тоже становится храмом Юпитера Странноприимца.
Этим он не ограничивается; он повелевает истреблять по всей стране священные книги, и каждый, у кого находились такие списки, должен был быть казнен. Повелевает казнить тех, кто будет учить людей закону Божию. Запрещает совершать обрезание; если все-таки оказывается, что младенца обрезали, то убивают младенца, мать и того, кто совершал обрезание, то есть всех, кто в этом участвовал. Как видим, первый удар наносится по священникам и учителям Закона. И, наконец, он устанавливает обязательное для всех жертвоприношение. Для этого по всем городам и селениям разъезжали комиссии, которые устраивали жертвенники, чтобы все в обязательном порядке публично приносили языческие жертвы и вкушали свинину, дабы продемонстрировать свою лояльность властям. Все было сделано с истинно римским размахом и систематичностью. «Нельзя было ни хранить субботы, ни соблюдать отеческих праздников, ни даже называться иудеем» (2 Мак. 6:6–7).
Даже беглый анализ мер Антиоха Епифана показывает, что он был предтечей всех остальных гонителей. Сколько потом в истории Церкви было гонений, все они устраивались по его сценарию. Правда, Антиох тоже не был изобретателем, его основные идеи были почерпнуты в Риме. Римские власти боялись разных тайных обществ, и многие меры, которые Антиох применял, были заимствованы из римской практики. Тем не менее, его гонение на ветхозаветную церковь стало гонением образцовым.
Примеры из истории. По Эдикту, императора Декия (середина третьего века), был назначен определенный день, в который исповедавшие христианство должны были явиться и заявить о том, остаются они христианами или желают возвратиться к римской религии. Приняты были все меры, чтобы наиболее знатные и известные из христиан точно были приведены к жертвенникам для принесения жертв богам. Были случаи, когда жертвы не приносили, но путем сделок приобретали справку о их совершении. Старцу Елеазару предлагали то же самое. Еще пример: в Африканской церкви был диакон Флавиан, которого народ весьма любил. Когда Флавиана привели к жертвеннику, то язычники, не желавшие его смерти, стали его уговаривать во исполнение эдикта принести жертву богам, или сделать вид, что приносит, а потом делать и верить во что хочет. Тем не менее, он отказался. Декий также повелевал истреблять священные книги христиан, Священное Писание, и, конечно же, уничтожать священников.
Видения и откровения, которые записаны в книге пророка Даниила, во многом находят свое исполнение именно во время Антиоха. Но если посмотреть на святоотеческое толкование этой книги, видно, что пророчества частью относятся к Епифану, а частью – к антихристу. Так постоянно бывает в книгах пророческих: одно и то же пророческое речение относится и к ближайшей исторической перспективе, и ко временам новозаветным или даже к последним временам. Через такое толкование можно соединить гонителей в единую цепь: от первого гонения Антиоха до гонений последних времен. Видно, удивительная преемственность, показывающая, что как Антиох, так и его последователи, в этом деле являются предтечами и прообразами антихриста.