8.2. Падение иудейского царства (с гибели Иосии до начала плена)

Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета


С этого момента начинается период, требующий существенного переосмысления взаимоотношения Бога и человека. Праведная жизнь должна увенчиваться благоденствием и долголетием. В качестве награды за праведность, Господь уводит Иосию с исторической сцены совсем молодым, 39-ти лет.

В 612 году пала столица Ассирии Ниневия. В 609 году фараон Нехао (Нехо) предпринял поход с целью поддержать гибнущую ассирийскую державу в борьбе против растущего могущества вавилонян. «И послал к нему Нехао послов сказать: что мне и тебе, царь Иудейский? Не против тебя теперь иду я, но туда, где у меня война. И Бог повелел мне поспешать; не противься Богу, Который со мною, чтоб Он не погубил тебя» (2 Пар. 35:21). Не послушав фараона, Иосия выходит к Мегиддо для того, чтобы преградить путь египтянам, и погибает, будучи смертельно ранен в бою. Его правление продолжалось 31 год (считая с 8 лет, когда он вступил на престол). 39 лет – это самый расцвет сил человеческих. Может быть, еще что-то удалось бы ему сделать, но ни один царь не смог полностью поставить народ на пути Закона Божия. Воистину, «не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения». Больше того, в то время само существование иудейского царства в какой то мере этому препятствовало. Само наличие Иерусалима, Храма, находящихся под защитой Бога Израилева, являлось для иудеев фактором, препятствующим должному богопочитанию. После гибели Иосии начинается окончательная фаза в истории Иудейского царства, история его падения.

16. Иоахаз, сын Иосии (609).

Сына Иосии Иоахаза, который не держался благочестивых обычаев отца, через три месяца смещает все тот же фараон Нехо (Нехао), поставив вместо него другого сына Иосии – Елиакима. В знак своей власти фараон дает ему новое имя Иоаким.

17. Иоаким, сын Иосии (609 – 597).

Фараон обложил Иудею тяжелой податью, но и царь не отставал от него в том, чтобы притеснять народ. Одиннадцать лет правил он в Иерусалиме, но, как и его брат, совершенно не стремился к тому, чтобы подражать Давиду и своему благочестивому отцу. В книге пророка Иеремии, например, описан такой эпизод. Иеремия посылает свиток со своими пророчествами Иоакиму, Иоаким берет этот свиток, и по мере прочтения, отрезает ножом куски свитка и бросает в огонь.

Летом 605 года, после победы над египтянами при Кархемисе, Навуходоносор появляется в Иудее, осаждает Иерусалим, и Иоаким покоряется Вавилону. Тогда происходит первое переселение иудеев: заложники из самых знатных семей уводятся в Вавилон.

Через несколько лет, встав на сторону Египта, Иоаким отказался платить дань вавилонскому царю Навуходоносору. В результате Иудея подверглась грабительским набегам соседних народов, а через некоторое время и сам Навуходоносор приступил к иудейской столице. В это время Иоаким умер. О его смерти и погребении, против обыкновения, в Священном Писании ничего не говорится. Пророк Иеремия некогда предрек, что «не будут оплакивать его <…> ослиным погребением будет он погребен: вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима» (Иер. 22:18–19). Возможно, он погиб во время осады.

18. Иехония, сын Иоакима (597).

После смерти Иоакима воцаряется его сын Иехония. Иехония царствует три месяца, продолжая нечестивые традиции отца, после чего пожинает плоды. Навуходоносор осаждает Иерусалим. Когда Иехония сдался, то царь вавилонский поступает довольно жестко. Храм и царские сокровищницы разграблены. Иехония и много других иудеев (Писание говорит о десяти тысячах человек) – князей, начальников, ремесленников уводятся в плен. Происходит это в 597 году. Город с Храмом и остатками населения еще сохранялся, одиннадцать лет продолжалась его агония.

19. Седекия, сын Иосии (598 – 587).

На место Иехонии Навуходоносор поставил его дядю Матфанию, переименовав его в Седекию. Во время его правления Едом, Моав, Аммон и Финикия отложились от Вавилона, вступив в союз с Египтом. Советники Седекии требовали от него того же. Лишь пророк Иеремия убеждал всех не делать этого, обещая за покорность помилование от Бога. Но Седекия, отвергая волю Божию, отложился от Вавилона, и через это подверг Иудею новому нашествию. Наиболее подробно это изложено в книге пророка Иеремии. Это именно агония, потому что пророк Иеремия совершенно точно знает, что вскоре произойдет, он кричит об этом на всех площадях, на улицах, но единственное, что он получает взамен, – обвинение в предательстве. Его постоянно пытаются убить, в конце концов, его арестовывают и сажают умирать в грязную яму, из которой его достают свои же. Из заключения его освобождают вавилонские захватчики, которые к нему, как к пророку, относятся с гораздо большим уважением и почтением, чем соотечественники. Воля Божия, провозглашенная Иеремией, была в том, чтобы покориться Вавилону. Но никто не слушался, так как в нечестии ожесточились сердца. Царь Седекия, который во время осады спрашивал Иеремию о том, что делать, получил ответ: «покорись, тогда сохранишь жизнь свою и жизнь оставшихся людей». Царь говорит: «Смотри, не говори никому, так как никто все равно слушать не будет». Иерусалим обречен. К этому времени относится служение пророка Иезекииля. Господь показывает ему в видении Храм, он видит как старцы, повернувшись спиной к святилищу, к Святому Святых, поклоняются восходящему солнцу, как женщины у ворот Храма плачут по богу Фаммузу, как в комнатах Храма священники поклоняются изображениям разных животных. И, наконец, видит, как Слава Божия оставляет Иерусалим, оставляет Храм, на который надеялись иудеи. И Иеремия пророк говорил: «Не говорите себе: здесь храм Господень, храм Господень!» Не говорите себе, потому что весь этот Храм, и весь этот город исполнены нечестия, полны лжи. Иеремия описывает момент, когда приступают вавилоняне, и хозяева отпускают своих рабов, делают «жест доброй воли», дают свободу всем своим собратьям-иудеям. Пророк говорит: конечно, ведь во время осады их нечем кормить. А как только осада снимается, они этих рабов снова ловят и к себе возвращают. И пророк говорит: «Вы хотите, чтобы вас Господь помиловал, таких лукавых людей?». Кончается все очень плохо. Узнав об измене, Навуходоносор в 588 г. внезапно появляется в Иудее. После полуторагодовой осады Иерусалим пал. Седекия пытался бежать, но около Иерихона был схвачен. Сыновья были убиты у него на глазах, а сам он был ослеплен и в цепях отведен в Вавилон. Иерусалим вместе с Храмом превратили в обгорелые развалины. Все, что можно было вынести, было захвачено в качестве трофеев. Большая часть иудеев, из тех, кто остался в живых, уведены в плен. В Иудее оставлено лишь небольшое количество земледельцев. В 587 году заканчивается история Иудейского царства как такового.

Ссылки по теме
Форумы