Глава 10. От Ездры до Ирода Великого
Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета
После Ездры наступает темная эпоха в истории Палестины, о которой даже Иосиф Флавий, знаток из знатоков, ничего особого сказать не может. По-видимому, персы не трогали Палестину; кроме сбора податей и налогов ничего интересного там не происходило. История Иудеи в эту эпоху отображена в Библии только в книге Есфирь и неканонических книгах Маккавейских, причем подробно описано только время сирийского владычества, т. е. середина II века до Р.Х.
10.1. Завоевание Александра Македонского
Следующее значительное изменение обстановки на ближнем Востоке связано с именем Александра Македонского. В 332 году Александр следует по Средиземноморскому побережью на юг, осаждает Тир и проходит по Египту. Именно в этот момент происходит столкновение Александра с Иудеей. Иерусалим отказывается помогать Александру вести осаду Тира, ссылаясь на присягу, которую они приносили персам. Тем не менее, Иерусалим был пощажен Александром. Некоторые считают, что Александру просто не хотелось связываться с этим народцем. Иосиф Флавий приводит другую версию: Александру, приближавшемуся к Иерусалиму, навстречу вышел первосвященник со свитой. И дальше Флавий говорит о том, что Александр еще издали заметил толпу в белых одеждах и во главе ее священника в одеяниях из виссона, первосвященника в гиацинтовой ризе, вышитой золотой нитью, в чалме с золотой дощечкой, на которой было имя Господне. И потому он один выступил вперед, поклонился перед именем Божиим и первым приветствовал первосвященника. При этом Александр сказал, что видел сон, побудивший его воздать почести Богу иудеев. Проверить эти сведения мы не можем, но, вообще, это не противоречит поступкам Александра Македонского в других случаях. В религиозном смысле он всегда был настроен весьма терпимо и воздавал почести божествам самых разных стран, и вполне был готов стать первосвященником самых разных культов.
Во времена Александра в Самарии на горе Гаризим был построен храм. Постройку производил губернатор Самарии, и завершил ее к 348 году. Первосвященником в этом храме стал его зять, Манассия, который происходил из рода иудейских первосвященников. Правда, есть версия о том, что это произошло на сто лет раньше, еще во времена Неемии. Санаваллат Хоронит (Неем. 2:10) был одним из противников Неемии, а один из членов первосвященнического дома стал его зятем и был изгнан из Иерусалима и ушел к нему (Неем. 13:28). Не совсем ясно, когда произошло это строительство, в V или в IV веке. С этого момента отношения самарян с иудеями, итак испорченные тем, что иудеи в свое время не допустили самарян к строительству иерусалимского Храма, окончательно испортились, потому что самаряне построили конкурирующий религиозный центр (храм на горе Гаризим просуществовал до времен потомка Маккавеев Иоанна Гиркана, которым он был разрушен). С вопросом о месте поклонения, в Иерусалиме или на Гаризиме, мы сталкиваемся и в Евангелии.