Восстание в Юрьеву ночь (1343) и крестьянская война в Эстонии

Восстания охватывали Эстонию неоднократно[131], особенно часто они вспыхивали на островах, но наиболее значительное произошло в Юрьеву ночь в 1343 г. Оно началось в Гарриене, условным сигналом служил подожженный дом на одном из холмов. Попавшие в руки повстанцев рыцари были перебиты, мызы преданы огню, церкви разрушены и захвачен даже цистерцианский монастырь в Падце (Падизе). Восставшие избрали из своей среды вождей и осадили Ревель. Народное ополчение насчитывало более 10000 человек. Феодалы с семьями и духовенство поспешили укрыться за каменными стенами города, и повстанцы не сумели его взять. Восстание распространилось на Эзель-Викское епископство, центр которого находился в Гапсале. Повстанцы осадили все укрепленные пункты феодалов, многих из них захватили в плен. Напуганные вассалы датского короля и Эзель-Викского епископа обратились за помощью к Ордену. Его магистр Бургард фон Дрейлебен вместе с Дерптским епископом прервали свой поход против Пскова и Изборска и поспешили на борьбу с повстанцами. Эсты понимали, что им не устоять против Ордена и отправили послов к финнам и шведам. Дерптский фогт обещал помощь и заверил, что в скором времени прибудет с войском в Ревель.

Стараясь выиграть время и лишить повстанцев руководства, магистр Ордена пошел на обман, пригласив их руководителей в замок Пёйде, якобы для того, чтобы узнать причины восстания. Явившиеся четыре старейшины эстов и три воина были брошены в темницу, а затем злодейски убиты. Ливонский орден двинул свои войска к Ревелю. Вначале успех сопутствовал эстонцам: они разбили войско оберпаленского фогта, но когда подошли основные силы Ордена, вынуждены были отступить на болото Канавере. Кони рыцарей вязли в болоте, и эстонцы успешно отражали атаки врага. Но болото было невелико, и немцам удалось его окружить, поэтому, когда гервенский фогт предложил им сдаться, обещая пощаду, а надежды на помощь извне уже не было, эстонцы согласились. Однако рыцари нарушили обещание и перебили всех сдавшихся, по данным хрониста Генеке, 1600 человек. Через три дня войска Ордена прибыли в Ревель. И здесь, чтобы выиграть время, магистр прибегнул к переговорам о сдаче и помиловании восставших, подтянул главные силы и атаковал их. Основным силам эстонцев удалось отступить на болото Сыямяэ, потеряв около 3000 человек, или треть ополчения, но восстание еще не было подавлено. Продолжалась осада Гапсальского замка. Напуганные датчане поспешили заключить с Ливонским орденом договор, на основании которого он признавался верховной властью и получил во владение ревельский и везенбергский замки. Через несколько дней к Ревелю подошли корабли туркуского и выборгского фогтов. Но они не собирались помогать восставшим. Шведские фогты заключили в Ревеле соглашение с Орденом о «прочном перемирии... как на море, так и на суше» на срок до 14 марта 1344 г. и предали эстонцев, надеявшихся на помощь. Шведский король Магнус Эриксон одобрил действия фогтов и уже 5 сентября 1343 г. заключил с феодалами Северной Эстонии и городом Ревелем «вечный мир» [132].

Однако Орден не смог обратить все свои силы против восставших. Эстонцы направили двух послов в Псков и «пригласили русских взять страну под свою власть» [133]. 26 мая тысячное войско псковского князя Ивана и изборского князя Евстафия вступило во владения Дерптского епископа и подошло к Оденпе. Орден стал спешно стягивать войска, но русские, узнав от эстонских крестьян о поражении восставших под Ревелем, вернулись домой. 1 июня недалеко от Нейгаузена (Вастселийна) им пыталось перерезать путь объединенное войско епископа и Ордена, однако наступление было отбито и немцы понесли тяжелые потери. Это дало возможность эстонским повстанцам сберечь часть своих сил, и тем же летом поднялась новая волна крестьянских выступлений. 24 июля восстание началось на острове Эзель. Было перебито много немецких феодалов, а католические священники брошены в море. Через десять дней восставшие захватили замок Пёйде. Эзельцы стали укреплять остров, так как понимали, что зимой, когда замерзнут проливы, войска Ордена начнут новое наступление. В это же время вспыхнуло восстание и в Гарриене.

Это заставило феодалов забыть свои междоусобицы, и в конце 1343 г. они заключили соглашение об объединении усилий для борьбы с восставшими. В нем говорилось, что епископы обязаны «преданно поддержать» Орден, «без руководства которого нет возможности защищать местную Церковь» [134] от новокрещеных и язычников. Такие договоры являются неоспоримыми свидетельствами духовной несостоятельности католической Церкви в Прибалтийском крае.

При подавлении восстания Ливонский орден не останавливался ни перед какими жестокостями. В конце ноября 1343 г. многочисленное войско Ордена вторглось в Гарриен, рыцари безжалостно убивали людей, невзирая на пол и возраст. Хронисты еще много лет спустя называли этот мааконд «опустошенной и заброшенной землей». Общее число эстонцев, погибших с начала восстания до конца 1343 г., достигало 30000[135].

В феврале 1344 г. войска Ордена с осадными машинами по льду вторглись на остров Эзель. Тысячи людей были убиты в кровопролитных сражениях, многие замучены, но войскам Ордена так и не удалось окончательно покорить остров — боясь оттепели, они отступили на материк. В этом же году начались восстания в Везенберге, а также в землях ливов и латышей.

В начале 1345 г. Ливонский орден сосредоточил все силы для подавления восстания в Эстонии и вторгся на Эзель, где восемь дней подряд продолжались грабежи, убийства и пожары. К концу года восстание было подавлено. Это несколько укрепило позиции Ливонского ордена в Прибалтике. Датский король, видя, что ему не удержать свои владения в Эстонии, продал ее Ордену за 19000 марок серебром. Сделка была утверждена как германским императором, так и папой Римским.

Восстание в Юрьеву ночь и крестьянская война в Эстонии являлись важным этапом борьбы народа против католической Церкви и немецких феодалов. Они нанесли им мощный удар, затормозили на целое столетие процесс закрепощения крестьян, так как многие феодалы были убиты, другие разорились и вернулись в Германию. Наконец, это восстание осталось в памяти народа как вдохновляющий пример борьбы против угнетения. Н. М. Карамзин, рассказывая об этих событиях, приводит слова одного хрониста: «История Ливонии говорит, что сия земля могла тогда справедливо называться «небом дворян, раем духовенства, золотым рудником иностранцев и адом утесненных земледельцев» [136].




[131]  Круус X. Народные восстания против немцев в Эстонии в 1343—1345 гг. // Исторический журнал. 1943. № 7. С. 37.
[132]  История Эстонской ССР. Т. 1. С. 238.
[133]  Там же. С. 239.
[134]  Там же. С. 240.
[135]  Там же. С. 241.
[136]  Карамзин Н.М. История государства Российского Т.4. С.115–116.
Ссылки по теме
Форумы