Православие в городах Эстонии

К таким же «неверным» относила католическая Церковь и православных. Их перекрещивали в католиков, но этот процесс, по-видимому, шел не так просто. Несмотря на все трудности, православие продолжало существовать среди местного населения и после 1215 г., когда епископ Альберт разорил княжество Герцике и разграбил православные храмы. В посланиях Римские папы неоднократно выражали недовольство тем, что и после покорения Ливонии православные продолжали исполнять свои религиозные обряды, соблюдать посты и праздники. В случаях смешанных браков православное духовенство вынуждало католиков переходить в православие[121]. В 1222 г. папа Гонорий III повелел католическому духовенству энергичней бороться против православных и принуждать их переходить в католичество[122].

Новгородские и псковские князья, заключая с Ливонским орденом и епископами мирные договоры, настаивали на внесении в них пунктов о правах купцов на торговлю и постройку православных храмов. Правда, торговля время от времени сильно ограничивалась немцами, а русские православные люди подвергались преследованиям со стороны католических фанатиков, тем не менее в Ревеле, Дерпте, Нарве (Ругодиве) и других местах продолжали жить православные люди. В городах существовали так называемые «русские концы» во главе со старостой, и в отдельные периоды эти общины были довольно многочисленны.

В Ревеле в XIV–XVI вв. русский конец находился на Морской улице, где были Малые Морские ворота, рядом стояла русская православная церковь. Под одной с нею крышей находилась гридница, здесь купцы устраивали свои собрания и в подвалах хранили товары.

Ко второй половине XV в. в связи с оживлением торговли численность русского населения в Ревеле значительно возросла, и русские торговые люди селились в районе улицы Вене, где на Брокусовой горе в 1410–1422 гг. построили новый храм во имя святителя Николая. Этот храм сгорел в 1433 г., а к 1437 г. был отстроен новый уже на самой улице Вене, потому что городские власти «находили неудобным помещение православного храма на возвышенном месте» [123].


Прп. Серапион Спасо-Елеазаровский. Литография. XIX в.
Прп. Серапион Спасо-Елеазаровский. Литография. XIX в.

В Дерпте было даже две церкви: одна для новгородцев, другая для псковичей. Русский конец был, по-видимому, обширным. Здесь в 90-х гг. XIV в. в семье благочестивых родителей, которые, по всей вероятности, принадлежали к приходу этой церкви, родился преподобный Серапион Спасо-Елеазаровский.

Вот что рассказано в житии святого о его пребывании в этом городе: «Много приходилось переносить православным жителям от немцев-латинян, желавших привлечь их к своей вере. Там, где не имела успеха лесть, пускались в ход угрозы, принуждения и даже побои. Боясь преследований и мучений, некоторые из православных отступали в латинство, другие, желая сохранить отеческую веру, переселялись из Юрьева в пределы Русской земли. Но преподобный Серапион не обращал внимания на угрозы иноверцев и явился пламенным исповедником святой веры, ревностным обличителем латинян. Хорошо зная слово Божие и творения святых отцов, преподобный часто вступал в споры с латинянами и побеждал их, обличая в неправоте веры, в отступлении от древних святых уставов Вселенской Церкви... Когда преподобному Серапиону было около 35 лет от роду, он принужден был оставить родной город, т. к. немцы, грозившие ему тяжкими побоями, решили в конце концов насильно привлечь его к своей вере. Он переселился в Псковскую область, в пустыню при речке Толве» [124].


Крепость Ивангорода. 1492. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в.
Крепость Ивангорода. 1492. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в.

В 1392 г. по договору с Дерптским епископом русские купцы из Новгорода и Пскова получили «чистый путь» через все его земли. В 1421 г. аналогичный пункт был включен в договор с Ливонским орденом. По договорам 1463 и 1474 гг. русская община являлась самоуправляющейся организацией с главным храмом во имя святого Георгия. Много русских проживало на русском конце города и в поселке на восточном берегу Эмбаха. Как сообщает летопись, летом 1501 г. в Дерпте было заключено в тюрьму свыше 200 русских купцов, что свидетельствует о количестве русского населения, состоявшего в основном из рыбаков и огородников, продававших лук, капусту и другие овощи.

В начале XV столетия особое развитие торговля получила в Нарве в результате блокады, объявленной Ганзейским союзом Руси и запрете торговать через Ревель. Нарва и Выборг не входили в Ганзейский союз, и все торговые пути стали проходить через эти города. Тогда в Нарве и были возведены православные храмы, а русская община была особенно многочисленной. После сооружения в 1492 г. Ивангородской крепости возник большой торговый поселок и на восточном берегу Нарвы. Уже в 1496 г. его называли городом с оживленной торговлей. Рост русского населения в городах Эстонии, как указывают историки, был связан с развитием товарного производства и торговли на Руси. Русские ремесленники, рыбаки, торговцы добирались до небольших городов и поселков эстов, задерживаясь в некоторых местах на продолжительное время[125],— так возникали русские деревни на западном и северном берегах Чудского озера.

Однако, нарушая мирные договоры, католики продолжали преследовать православных. В конце 50-х гг. ХV столетия на острове Пиирисаар на Чудском озере была сожжена православная церковь. В марте 1463 г. католики напали на крепости Кобылы и Колпино, но вынуждены были срочно отступить, так как некий «доброхот из зарубежья чудинь» своевременно сообщил об этом псковичам. Псковский князь выступил против рыцарей, и они, запросив мира, в 1463 г. обязались князю соблюдать заключенный на реке Нарве договор в оставшиеся до его истечения 9 лет, а русский конец в Дерпте, где торговали русские купцы и возвышались православные церкви, «держать по старине и по старым грамотам» [126].




[121]  Turgenev Д I Historica Russiae monumenta, exantiquisexterarumgentium archivis et bibliothecis deprompta. Petropoli, 1841-1842. T. 1. № 12, 34.
[122]  Православие в Латвии. С. 11.
[123]  Православный храм св. Николая в Ревеле. М., 1914. С. 2.
[124]  Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. М., 1908. Книга дополнительная. С. 38—39 [репринт: М.,1993].
[125]  История Эстонской ССР. Т. 1. С. 302.
[126]  Псковская первая летопись // Полное собрание русских летописей. СПб., 1848. Т. 4. С. 225.
Ссылки по теме
Форумы