14 лет назад скончался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
Развитие православия в Северной Эстляндии в ведении Санкт-Петербургской митрополии
Занятая столичными делами Санкт-Петербургская митрополия не могла уделять много внимания находящейся далеко на окраине немногочисленной пастве в Эстляндской губернии. Церковной жизнью руководили Санкт-Петербургские митрополиты, но в крае они бывали только дважды: в 1783 г. высокопреосвященный Гавриил (Петров) и в 1863г.— высокопреосвященный Исидор (Никольский), который освятил новый храм в Вейсенштейне и 10 сентября совершил литургию в Преображенском соборе Ревеля.
Движение эстонских крестьян 1845–1848 гг. за переход в православие, охватившее юг Прибалтийского края, не распространилось на Эстляндию. Напуганные событиями в Лифляндии, помещики и пасторы приняли меры к тому, чтобы по возможности улучшить отношения с крестьянами, особенно с теми, кто сильно пострадал в результате неурожайных 1841–1844 гг. Под давлением правительства и местных властей Эстляндии Санкт-Петербургский митрополит не разрешил переход крестьян в православие в подвластной ему в церковном отношении губернии[634]. Анализируя причины, по которым в Эстляндской губернии не возникло движение за присоединение к православию, историк Х. Круус писал о том, что в эти годы там «не оказалось хорошего православного епископа, который взял бы на себя труд записывать желающих» [635]. У крестьян было стремление поправить свое экономическое и правовое положение, они также враждебно и недоверчиво относились ко всему немецкому и верили в русскую государственную власть[636], но, по мнению Х. Крууса, подобные настроения не сложились в единый порыв и не дали толчок развитию движения за присоединение к православию.
Но и здесь как отголоски событий на юге вспыхивали волнения в отдельных имениях, например в 1847 г. в Тухала Ревельского уезда, в Раэ, в окрестностях Ревеля. Крестьяне отказывались от барщины, сопротивлялись приказам управляющих. Значительное влияние на эти события оказала революция 1848 г. в Западной Европе. Уже в марте генерал-губернатор сообщал в Санкт-Петербург, что крестьяне, эстонцы и латыши, обычно безразлично относившиеся к событиям за границей, активно обсуждали их на рынках и в других местах, где собирался народ.
До 1865 г. викарными епископами Ревельскими были преосвященные Филарет, Иустин, последний раз бывший в Ревеле в 1844 г., Христофор, приезжавший в Ревель в 1852 г., и Леонтий (в 1861 г.), но все они были титулярными епископами и, как мы видим, лишь изредка посещали город[637].
До 1853 г. жизнью православных в губернии руководило Эстляндское духовное правление во главе с соборным протоиереем. С 1831 по 1837 г. настоятелем собора был протоиерей Стефан Пенинский, затем до 1853 г.— протоиерей А. Смирнов. После упразднения духовных правлений (1853) власть перешла к ревельскому благочинному, коим назначался обычно настоятель собора. С 1856 г. в течение 12 лет настоятелем Преображенского собора, а с 1858 г. и благочинным был протоиерей М. Брянцев.
Православная жизнь в Эстляндии, где было всего девять приходов (из них три в Ревеле), сосредоточивалась в основном вокруг Ревельского соборного прихода, состоявшего в середине XIX в. из русской и эстонской паствы. В нее входили все проживавшие в Ревеле православные эстонцы, для которых богослужение совершалось во Владимирской зимней церкви, и жившие в окрестностях города обэстонившиеся русские крестьяне, потомки русских, поселенных здесь ПетромI, Екатериной II, Меншиковым. Эстонская паства быстро увеличивалась за счет православных эстонцев, бежавших сюда из разных мест Лифляндской и Эстляндской губерний от гонений и притеснений помещиков и лютеранских пасторов. От священников требовалось особое внимание, чтобы укрепить эту паству в православии[638]. Постепенно из соборного прихода один за другим выделились в 1872 г.— Арукюлаский; в 1887 г.— Юуруский; в 1891 г.— Ревельский эстонский приходы[639].
В середине XIX в. православие в Эстляндской губернии постепенно укрепилось и стали строиться новые храмы: в 1852–1853 гг. каменная церковь на Александро-Невском кладбище, в 1863 г. церковь Рождества Богородицы в Везенберге; в 1857 г. был основательно отремонтирован Преображенский собор.