Развитие православия в Северной Эстляндии в ведении Санкт-Петербургской митрополии

Занятая столичными делами Санкт-Петербургская митрополия не могла уделять много внимания находящейся далеко на окраине немногочисленной пастве в Эстляндской губернии. Церковной жизнью руководили Санкт-Петербургские митрополиты, но в крае они бывали только дважды: в 1783 г. высокопреосвященный Гавриил (Петров) и в 1863г.— высокопреосвященный Исидор (Никольский), который освятил новый храм в Вейсенштейне и 10 сентября совершил литургию в Преображенском соборе Ревеля.

Движение эстонских крестьян 1845–1848 гг. за переход в православие, охватившее юг Прибалтийского края, не распространилось на Эстляндию. Напуганные событиями в Лифляндии, помещики и пасторы приняли меры к тому, чтобы по возможности улучшить отношения с крестьянами, особенно с теми, кто сильно пострадал в результате неурожайных 1841–1844 гг. Под давлением правительства и местных властей Эстляндии Санкт-Петербургский митрополит не разрешил переход крестьян в православие в подвластной ему в церковном отношении губернии[634]. Анализируя причины, по которым в Эстляндской губернии не возникло движение за присоединение к православию, историк Х. Круус писал о том, что в эти годы там «не оказалось хорошего православного епископа, который взял бы на себя труд записывать желающих» [635]. У крестьян было стремление поправить свое экономическое и правовое положение, они также враждебно и недоверчиво относились ко всему немецкому и верили в русскую государственную власть[636], но, по мнению Х. Крууса, подобные настроения не сложились в единый порыв и не дали толчок развитию движения за присоединение к православию.

Но и здесь как отголоски событий на юге вспыхивали волнения в отдельных имениях, например в 1847 г. в Тухала Ревельского уезда, в Раэ, в окрестностях Ревеля. Крестьяне отказывались от барщины, сопротивлялись приказам управляющих. Значительное влияние на эти события оказала революция 1848 г. в Западной Европе. Уже в марте генерал-губернатор сообщал в Санкт-Петербург, что крестьяне, эстонцы и латыши, обычно безразлично относившиеся к событиям за границей, активно обсуждали их на рынках и в других местах, где собирался народ.

До 1865 г. викарными епископами Ревельскими были преосвященные Филарет, Иустин, последний раз бывший в Ревеле в 1844 г., Христофор, приезжавший в Ревель в 1852 г., и Леонтий (в 1861 г.), но все они были титулярными епископами и, как мы видим, лишь изредка посещали город[637].

До 1853 г. жизнью православных в губернии руководило Эстляндское духовное правление во главе с соборным протоиереем. С 1831 по 1837 г. настоятелем собора был протоиерей Стефан Пенинский, затем до 1853 г.— протоиерей А. Смирнов. После упразднения духовных правлений (1853) власть перешла к ревельскому благочинному, коим назначался обычно настоятель собора. С 1856 г. в течение 12 лет настоятелем Преображенского собора, а с 1858 г. и благочинным был протоиерей М. Брянцев.

Православная жизнь в Эстляндии, где было всего девять приходов (из них три в Ревеле), сосредоточивалась в основном вокруг Ревельского соборного прихода, состоявшего в середине XIX в. из русской и эстонской паствы. В нее входили все проживавшие в Ревеле православные эстонцы, для которых богослужение совершалось во Владимирской зимней церкви, и жившие в окрестностях города обэстонившиеся русские крестьяне, потомки русских, поселенных здесь ПетромI, Екатериной II, Меншиковым. Эстонская паства быстро увеличивалась за счет православных эстонцев, бежавших сюда из разных мест Лифляндской и Эстляндской губерний от гонений и притеснений помещиков и лютеранских пасторов. От священников требовалось особое внимание, чтобы укрепить эту паству в православии[638]. Постепенно из соборного прихода один за другим выделились в 1872 г.— Арукюлаский; в 1887 г.— Юуруский; в 1891 г.— Ревельский эстонский приходы[639].

В середине XIX в. православие в Эстляндской губернии постепенно укрепилось и стали строиться новые храмы: в 1852–1853 гг. каменная церковь на Александро-Невском кладбище, в 1863 г. церковь Рождества Богородицы в Везенберге; в 1857 г. был основательно отремонтирован Преображенский собор.




[634]  История Эстонской ССР. Т. 1. С. 765.
[635]  Kruus H. Talurahva kaarimine Louna-Eestis XIX sajandi 40-ndail aastail. L. 407.
[636]  Ibid. L. 403-404.
[637]  Титул епископов Ревельских, викариев Санкт-Петербургской митрополии, носили преосвященные: Филарет (Дроздов), ректор СПб. Духовной Академии (5.08.1817— 13.03.1819); Владимир (Ужинский) (11.05.1819-12.04.1822); Григорий (Постников) (7.051822-4.01.1825); Никанор (Клементьевский) (28.03.1826-5.09.1831); Смарагд (Крыжановский) (20.09.1831-14.05.1833); Венедикт (Григорович) (11.06.1883-14.11.1842); Иустин (Михайлов) (14.11.1842-11.08.1845); Нафанаил (Савченко) (26.08.1845-25.02.1850); Христофор (Эммаусский) (25.03.1850-31.07.1856); Платон (Фивейский) (31.07.1856-15.02.1857); Агафангел (Соловьев) (31.03.1857-6.02.1860); Леонтий (Лебединский) (13.03.1860-20.12.1863); Герасим (Доброседов) (13.01.1864-24.06.1865); Николай (Касаткин) (30.03.1880-24.03.1906).
[638]  Свящ. Карп Тизик в «Истории ревельского Преображенского собора» приводит статистические данные о составе Соборного прихода с 1758 г. по 1894 г. (с. 210—211).
[639]  Список православных приходов, входивших в состав Эстляндской губернии (старые и новые названия): Аброский приписной приход — Абрука; Альт-Анценский — Антсла; Ангернский — Ангеря; Анзекюльский — Тийриметса; Аренсбургский — Курессааре (Кингисеппа); Арокюльский — Арукюла; Аросаарский (ранее Пилистверский) — Аруссааре; Аудернский — Урусте; Балтийскопортский — Палдиски; Бринкенгофский — Принги (1860 — 1872); Валкский — Валга; Везенбергский — Раквере; Вейсенштейнский — Пайде; Велисский — Велизе; Вендауский — Вынну-Кярса; Верроский — Выру; Верхоустинский — Вярска; Вормский — Вормси; Воронейский — Варнья; Врангельсгофский — Прангли-Мааритса; Вяйке-Ляхтрский — Вяйке-Ляхтру; Гал-листскяй — Пенуя; Гангофский — Хаанья-Плаани; Гапсальский — Хаапсалу; Гарь-ельский — Лаанеметса; Геймадрский — Кяхри; Гелламский — Муху-Хелламаа; Гелыиетский — Хельме-Тырва; Гольденбекский — Кулламаа; Гунгернбургский (Усть-Нарвский) — Нарва-Иыээсуу; Гутмансбахский (ранее Орайэский) — Хяэдемеэсте; Зачереньский — Сатсеринна; Зонтагский — Прийпалу; Иеввен-ский — Иыхви; Иеппернский — Иыыпре; Илыиьервский — Илмъярве; Иоан-новский — Ээрику; Кансвоский — Каансоо; Каббальский — Кабала; Кавелехтский (вначале Удернский) — Кавильда; Кайкаский — Каика; Кангроский — Кангру; Кареперский — Каарепере; Каркуский — Каркси-Нуйа; Кароленский — Карула; Карриский — Пийлу; Кастнаский — Кастна; Кастолацкий (ранее Книппельс-гофский) — Кастолатси; Кергельский — Мынисте; Керкауский — Кергу; Кихель-кондский — Люманду; Кикиферский — Кикивере; Куймецкий — Куйметса; Кур-кундский — Килинги-Нымме; Кыргессаарский — Кыргесааре; Кюноский — Кихну; Лайский — Лайузе; Лайзбергский — Лейзи; Лайксарский — Лайксааре; Лай-мьяльский — Лаймяла; Леальский — Лихула; Лезский — Леэзи; Лельский — Лелле; Логозский — Лохусуу; Малоиоанновский — Колга-Яани; Менценский — Мынисте-Ритсику; Мерьямаский — Марьямаа; Метскюльский — Метскюла; Михаэлский — Калли; Моонский — Муху-Ринси; Мурруский — Тыхела-Мурру; Мустельский — Мусгъяла; Мяэмызский — Мяэмыйза; Ниггенский — Ныо; Ново-Вердерский — Ууэвиртсу; Носовский — Нина; Оберпаленский — Пыльт-самаа; Олешницкий — Алаегги; Олустверский — Сууре-Яани; Паденормский — Паадремаа; Пейдеский — Торнимяэ; Перзамаский — Пярзамаа; Перновский — Пярну; Пигавольдеский (ранее Кармельский) — Реомяэ; Пириссаарский — Пий-рисааре; Подиский — Поотси-Кыпу; Пюхаленский — Пюхалепа; Пюхтицкий — Куремяэ; Ранденский — Ранну; Раппинский — Ряпина; Ревельский — Таллинский; Рингенский — Рынгу; Ристинский — Ристи; Сааренгофский — Ухмарду-Сааре; Сагницкий — Сангасте (1845 — 1848) разделен на два прихода Илмъярве и Лаатре; Суйслепский — Суйслепа; Сыренецкий — Васкнарва; Тагаферский — Тагавере (1857 — 1870); Такерортский — Тахкуранна; Тальк-гофский — Садукюла; Тапский — Тапа; Теннасилыиский — Тянасильма; Тестам-ский — Сели-Тыстамаа; Тиммоский — Тиммо; Торгельский — Тори; Туталаан (ранее Пайстельский) — Тухалаане; Фалькенауский (ранее Элиствере) — Кяркна-Ляхте; Феллинский — Вильянди; Фелькский — Лаатре; Феннерский — Вяндра; Цинтенгофский — Синди; Черносельский — Муствеэ; Юроский — Юуру; Юрьевский (Дерптский) — Тарту; Эмастеский — Эммасте; Яковлевский — Якоби-Удувере; Ямский (о. Эзель) — Торгу; Яммаский — Яама.
Ссылки по теме
Форумы