Епископ Альберт

В начале 1199 г. Бременский архиепископ Гартвиг II посвятил в епископы Ливонии своего родственника Альберта Бекесговеда (Буксгевдена), которому и суждено было под руководством папы стать основным проводником политики католической Церкви в Прибалтике в первой четверти XIII в. Альберт прибыл в Ливонию в 1200 г. на 23 кораблях[193]. Историки отмечали, что этот властолюбивый епископ с 1199 г. до дня смерти в 1229 г. «самолично организовывал и возглавлял покорение ливов, эстонцев и латышей, претворяя в жизнь кровавую политику католической Церкви в Прибалтийских странах. Чтобы захватить побольше земли и усилить свое господство, Альберт не брезговал никакими средствами: ни обманом, ни подлыми интригами, ни массовыми убийствами» [194].

Печать еп. Альберта Буксгевдена. 1225
Печать еп. Альберта Буксгевдена. 1225

5 октября 1199 г. папа Иннокентий III призвал всех католиков Саксонии защитить «Церковь Ливонии от язычников» [195] и приравнял крестоносцев в Прибалтике к римским паломникам. Стремясь сделать крестовый поход более популярным, епископ Альберт в 1202 г. посвятил Ливонию пресвятой Деве Марии, и с этого времени Прибалтийский край в западном католическом (а позднее и лютеранском) мире стал именоваться Terra Matris или Тerra Mariaе, то есть земля, посвященная Богоматери, «что явилось весьма действенным средством для привлечения миссионеров» [196]. В поэтических эстонских произведениях это наименование звучит как Maarjamaa и очень распространено до сих пор. Таким образом, католическая Церковь ставила Прибалтику рядом с Палестиной — Terra Filii, которая была посвящена Христу. Эти важные для истории решения католической Церкви подразумевали, что земли намеченной к покорению Прибалтики принадлежат престолу святого Петра и, как отмечал западный историк А. Туулсе, «в течение нескольких столетий папы опирались на эти обстоятельства» [197], обосновывая свои права на эту территорию. Прибалтийский край «был выдвинут на первое место в католическом мире, и борьба велась во имя Девы Марии под знаком креста и меча» [198]. Пресвятая Дева была объявлена покровительницей Ливонии, замок магистра Тевтонского ордена в Алуксне переименован в Мариенбург, в 1211 г. в Риге построен кафедральный собор в честь Девы Марии, так же как и многие другие храмы, которые тогда или позднее возводились в Прибалтике.


Собор в честь Девы Марии. Рига. Ок. 1215 — нач. XVIII в.
Собор в честь Девы Марии. Рига. Ок. 1215 — нач. XVIII в.

В 1204 г. буллой Иннокентия III было разрешено всем католикам и католическому духовенству вместо Иерусалима совершать паломничество в Ливонию, и это имело большое значение. В те времена в Германии было много разорившихся рыцарей, состоявших на службе феодалов. Они надеялись в крестовых походах приобрести богатство, славу, и потому многие устремились в Ливонию.

А. Туулсе отмечает одно любопытное обстоятельство: католическая Церковь стремилась сделать популярными на Западе Эстонию и Ливонию, а для этого нужно было иметь в этих землях или святых — мучеников за веру, или легенды о чудесных предзнаменованиях. Но в Ливонии не было ни того, ни другого, наоборот, по Европе шла молва о жестокостях католиков в этом крае. Тогда была создана легенда о том, что якобы датчане получили свой государственный флаг, Даннеборгское знамя, в бою под Ревелем (Линданисе) в июне 1219 г.: оно упало с неба, когда датчане уже бежали от эстов, и это воодушевило датчан на победу, завоевание и крещение Северной Эстонии. Упоминая об этой легенде, Н. М. Карамзин называет ее «басней». В действительности же известно, что знамя подарил датскому королю Вальдемару II перед захватническим походом в Эстонию папа Римский. Оно по сей день хранится как реликвия в Таллине в лютеранском храме.

Распространялись и другие легенды, например о том, что крест упал с неба в Фрекенхорстский монастырь в Вестфалии и что рыцарь Бернард из Липпе взял его в крестовый поход в Ливонию. Там это сокровище попало в руки русских, но чудодейственные силы спасли его и доставили обратно в Фрекенхорст, где он хранится и до настоящего времени. С этой же легендой связывают часовню замка Вастселинна, где на восточной стороне одной из башен находится крест, указывающий, где проходит граница с «нечестивыми русскими» на востоке[199].




[193]  Там же. IV. 1-4.
[194]  История Эстонской ССР. Т. 1. С. 135.
[195]  Liv-, Est- und Kurlandisches Urkundenbuch nebst Regesten. Bd 1. Nr. 12.
[196]  Baltische Kirchengeschichte / Hrsg. von R. Wittram. Gottingen, 1956. S. 34.
[197]  Tuulse A. Maarjamaa // Tulimuld. Lund, 1969. № 4.
[198]  Ibidem.
[199]  Ibidem.
Ссылки по теме
Форумы