Роль князя Александра Невского в защите северо-западных рубежей и Руси

В 1240 г. Ливонский орден и шведы открыли военные действия против русских. Первыми выступили шведы. Русско-шведские противоречия возникли не вдруг, они обнаружились еще в XII в. Для похода на Русь шведское правительство короля Эриха Картавого выделило значительное войско под предводительством ярла (князя) Ульфа Фаси и зятя короля Биргера[144], а также вспомогательные отряды из жителей покоренных земель еми и суми и, возможно, из небогатых норвежских феодалов. Князь Александр Ярославич в 1239 г. позаботился об охране не только западных, но и северных границ, установив тщательную оборону Финского залива и Невы. Первым на русской границе появилось войсков Биргера. Князь Александр, не дожидаясь ни сбора всех сил новгородцев, ни помощи от других князей, с небольшой дружиной 15 июля 1240 г. неожиданно напал на шведское войско на берегах Невы и нанес ему сокрушительное поражение. С тех пор мужественный победитель шведов князь Александр был прозван Невским. «Борьба за свободный выход России к Балтийскому морю в форме решительных военных столкновений началась именно при Александре Невском»,— утверждал М. Н. Тихомиров[145]. Невская битва была важным этапом этой борьбы и предотвратила потерю берегов Финского залива и «экономическую блокаду Руси, не дала прервать ей торговый обмен с другими странами и тем самым облегчила дальнейшую борьбу русского народа за независимость, за свержение татаро-монгольского ига» [146].


Карта походов кн. Александра Невского
Карта походов кн. Александра Невского

Описание прихода шведских войск и их разгрома на Неве в 1240 г. составил современник князя Александра, вероятно его дружинник. Позднее митрополит Кирилл включил это описание в житие святого Александра[147]. Мнение, что шведская военная экспедиция носила характер крестового похода, остается лишь гипотезой[148]. В 1240 г. немецкие крестоносцы, собранные из всех крепостей Ливонии, в том числе и из Оденпе, Дерпта, Феллина, направляемые перешедшим к ним князем Ярославом Владимировичем, захватили Изборск. Против них выступили ополченцы Пскова, но наполовину были разбиты превосходящими силами наступавших. Затем немцы захватили и Псков, где намерены были утвердиться, передав управление городом в руки орденских братьев[149].


Св. блгв. вел. кн. Александр Невский. Покров. 1670–1680-е гг.
Св. блгв. вел. кн. Александр Невский. Покров. 1670–1680-е гг.

Не довольствуясь захватом Изборска и Пскова, немцы вторглись в землю племени води и, построив крепость в Копорье, напали на русские земли, принадлежавшие Новгороду, и опустошили их. Тогда новгородцы обратились к владимиро-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу с просьбою прислать к ним снова своего сына князя Александра, который из-за ссоры с новгородцами вскоре после победы на Неве оставил Новгород.

Князь Александр немедленно вступил в военные действия против немецких рыцарей. Прежде всего он овладел Копорьем. Русские князья, осознав важность происходивших событий, послали в Новгород войско, собранное из представителей других русских земель. Получив помощь, святой Александр в начале 1242 г. двинулся на Псков. Немецкие рыцари упорно оборонялись, но все же город был взят, и Александр вступил в пределы Ливонии, где дал сражение большому рыцарскому войску 5 апреля 1242 г., названное впоследствии Ледовым побоищем[150]. Оно окончилось полным поражением ливонцев. Они смирились и поспешили отправить в Новгород послов для заключения мира. Немцы вынуждены были отказаться от всех завоеваний в пределах коренных русских земель[151]. На льду Чудского озера героические русские воины «остановили надвигавшуюся на Русь волну немецко-рыцарской агрессии, остановили многовековой немецко-рыцарский Drang nach Osten, приведший ранее к покорению и порабощению ряда народов Центральной и Восточной Европы» [152].


Ледовое побоище. Никоновская летопись, Лаптевский том. Л. 938 об.
Ледовое побоище. Никоновская летопись, Лаптевский том. Л. 938 об.

Победы Александра Невского навсегда спасли северные исконные русские области от вторжения католицизма. Православие в Прибалтийском крае со времени утверждения там немцев уступило напору католичества. Папы предписывали Рижскому епископу стеснять русских поселенцев в совершении православных обрядов, и это вскоре привело к появлению новообращенных католиков даже из среды русских[153]. Но русские поселенцы мало поддавались влиянию латинства, их поддерживали частые сношения с единоверными соотечественниками, в некоторых местах им удавалось даже иметь свои храмы. Определенные послабления по отношению к православным наблюдались в период соперничества между епископствами, Орденом и городом Ригой, иногда эти распри переходили в ожесточенные междоусобицы.

Решающий удар, нанесенный крестоносцам русскими войсками, отозвался во всей Прибалтике, потряс до основания Ливонский орден. Только вмешательство немецких правителей, папской курии, а также отсутствие единства среди русских князей спасли захватчиков от полного разгрома. В 1253 г. крестоносцам удалось подавить восстание пруссов и основать на побережье крепость Кёнигсберг, закрыв устье реки Преголи.




[144]  Шаскольский И. П. Новые материалы о шведском походе 1240 г. на Русь // Известия АН СССР. Серия: история и философия. 1951. Т. 8. № 3. С. 267-276.
[145]  Тихомиров M. H. Борьба русского народа с немецкими интервентами в XII— XIII вв. М., 1941. С. 17.
[146]  Очерки истории СССР. Период феодализма IX-XV вв. М., 1953. Ч. 1. С. 845.
[147]  См. об этом: Лихачев Д. С. Галицкая литературная традиция в житии Александра Невского // ТОДРЛ. 1947. Т. 5. С. 36-56.
[148]  Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII-XIII вв. Л., 1978. С. 158-159.
[149]  См. примеч. к летописи Вартберга // Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. 1879. Т. 2. С. 135.
[150]  См. об этом: Мансикка В. Житие Александра Невского: разбор редакций и текст // Памятники древнерусской письменности и искусства. № 180. СПб., 1913.
[151]  Сражение войска святого Александра Невского с немецкими рыцарями на Чудском озере с давних пор было объектом исследования русских историков (Карамзин Н. М. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. СПб., 1873. Вып. 1. С. 155—158; Беляев И. Д. Великий князь Александр Невский // Временник ОИДР. М., 1849. Кн. 4. С. 10; Чешихин Е. В. История Ливонии. Т. 1; Трусман Ю. О месте Ледового побоища // ЖМНП. 1884. Янв. С. 44-46). Некоторые советские историки упрекают дореволюционных авторов в том, что они не придавали должного значения этой победе и поверхностно изучали события (Тихомиров М. Н. О месте Ледового побоища // Известия АН СССР. Серия: история и философия. 1950. № 1. С. 88—91; Бегунов Ю. К., Клейненберг И. Э., Шаскольский И. П. Письменные источники о Ледовом побоище // Ледовое побоище. 1242 г. М.; Л., 1966. С. 169).
[152]  Там же. С. 170. В статье подробно анализируются как русские (летописи Новгородские, Псковские, Софийская и др., житие св. Александра Невского), так и иностранные («Рифмованная хроника») источники, содержащие сведения о Ледовом побоище. Наиболее обстоятельный рассказ содержит Новгородская первая летопись старшего извода.
[153]  Историко-статистическое описание церквей и приходов Рижской епархии. 1893. Вып. 1. С. 135-136.
Ссылки по теме
Форумы