14 лет назад скончался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
Отстранение епископа Иринарха
По данным Ю. Ф. Самарина, в рапорте Николаю I флигель-адъютанты подтвердили желание крестьян принять православие. «Ничего другого не хотим, как быть с государем одной веры и так будем совсем под ним»,— твердо отвечали они на все вопросы о перемене веры. Но в рапорте также отмечалось, что «весьма было заметно, что оные слова им были наистрожайше внушены» [575]. Таким образом, флигель-адъютанты, введенные в заблуждение местными дворянами, подтверждали царю, что некие неизвестные агитаторы являлись основной причиной беспорядков. Существенную поддержку Палену оказал его единомышленник граф Бенкендорф, который приехал в Ригу на помощь генерал-губернатору, попавшему в затруднительное положение в связи со следствием по делу об агитаторской деятельности православных священников. Министр внутренних дел граф Строганов был уведомлен, что все дела о движении среди лифляндских крестьян впредь будет вести ведомство Бенкендорфа. 6 октября обер-прокурор Святейшего Синода граф Протасов сообщал Синоду, что «Его Императорское Величество, усмотрев из вновь полученных сведений о неправильных, неблагоразумных действиях Рижского епископа Иринарха по делу лифляндских крестьян, находя по сему неудобным оставлять его при дальнейшем управлении тамошним викариатством, высочайше повелеть соизволил Св. Синоду избрать и представить на место его кандидатов» [576]. Указом Синода 6-го же октября епископ Иринарх был уволен и названы три кандидатуры: архимандрит Филарет, ректор Московской Духовной Академии, архимандрит Стефан, ректор Казанской духовной семинарии и архимандрит Макарий, ректор Тверской духовной семинарии. Николай I повелел «викарию Рижскому Иринарху немедленно отправиться в Псков и оставаться там в распоряжении епархиального начальства впредь до дальнейшего повеления» [577]. Священники Фасанов, Погонялов и Заволоцкий были вызваны в Санкт-Петербург для объяснений.
Отстранение епископа Иринарха от обязанностей Рижского викария было произведено быстро и в оскорбительной для него форме. Сопровождать его в Псков был послан чиновник обер-прокурора Святейшего Синода Скрипицын, который и вручил преосвященному указ о смещении 11 октября 1841 г. Уже на следующий день епископ Иринарх был вывезен из Риги, и не через Псков — власти опасались, что в дороге к нему будут обращаться крестьяне,— а, по указанию барона Палена, окружным путем через Митаву, Шавли и Вилкомир[578]. Пален настаивал даже, чтобы его сопровождали жандармы, но Скрипицын не согласился.
Из Пскова преосвященный Иринарх был отправлен в Псково-Печерский монастырь и уже оттуда присылал письменные ответы на вопросы по поводу производившегося о нем следствия. В своем докладе правящему архиерею преосвященный Иринарх полностью отрицал свидетельства, на которые опирались оба пункта обвинения[579]. Первый из них строился на ложных показаниях некоего Мартына Мейера, а второй на клевете о приеме от крестьян прошений о переселении. Расследование, произведенное по делу епископа Иринарха и его священников, признало, что действия и поведение преосвященного были безукоризненными, и в том же октябре 1841 г. он получил новое, назначение, став епископом Острогожским, викарием Воронежской епархии[580], а священникам Фасанову, Погонялову и Заволоцкому были предоставлены должности в Санкт-Петербурге.
Преосвященный Иринарх доказал, что «волнение в массе лифляндских крестьян, приписываемое действиям епархиального начальства, началось гораздо раньше первой их встречи с ним и вызвано было, с одной стороны, голодом и бедственным положением крестьян в хозяйственном отношении, с другой — религиозной потребностию, не находившею себе удовлетворения в протестантстве» [581]. Преосвященный Иринарх доказал также, что всякие обвинения православного духовенства в подстрекательстве не имели под собой никаких оснований. По получении этих сведений обер-прокурор Святейшего Синода граф Протасов доложил императору, что «действие православного духовенства по произведенному исследованию явилось безукоризненным, а было, как известно, поводом к явной на него клевете и к нелепым обвинениям в возмущении крестьян» [582].
Удаление епископа Иринарха из Риги крестьяне воспринимали с горечью и сожалением, потому что видели в нем своего защитника, некоторые даже отправлялись к нему за советом в Псков, а позднее, когда преосвященный был переведен в Печоры, крестьяне неоднократно посещали его в монастыре. Узнав об этом, граф Пален приказал даже оцепить монастырь войсками. «Вывоз русского архиерея из Риги не мог не произвести глубокого впечатления на крестьян. Правда, они не принадлежали к его пастве; еще никто из них не был присоединен к православию, но участие, принятое им в их положении, теплота его сношений, наконец, строгие запрещения посещать его и беспощадные наказания тех, кто осмеливался нарушить это запрещение, возбуждали еще больше к нему сочувствие. Все это основало между ними и высланным архиереем какую-то таинственную связь, выражавшуюся со стороны епископа симпатией к угнетенным, а со стороны крестьян беспредельной к нему доверенностью» [583].
Таким образом, крестьянское движение 1841 г. закончилось победой немецкого лютеранства. Смена епископа Иринарха была «торжеством иноверия и раскола» [584]. После карательных экспедиций, подобных войне в Пюхаярве, зимой 1841/42 г. волнения были подавлены, но причины их — угнетение крестьян со стороны помещиков и лютеранской Церкви — не были устранены. Николай I, по мнению протоиерея Н. Лейсмана, убедился в искренности стремления крестьян к православию и, предвидев новое движение[585], отдал распоряжения по переводу на эстонский и латышский языки молитвослова, краткого катехизиса и литургии Иоанна Златоуста, чтобы «Церковь православная была готова принять новых чад» [586]. В это же время по указанию Николая I было усилено преподавание эстонского и латышского языков в Псковской духовной семинарии, введенное еще в 1840 г.