От редакции

К оглавлению


Перед читателем — книга, включающая в себя первые три тома «Истории Русской Церкви» высокопреосвященного Макария (Булгакова), митрополита Московского и Коломенского, первым изданием вышедшие в свет в 1857 г. и составлявшие, по замыслу автора, один большой раздел: «История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от Константинопольского патриарха (988–1240)». Внутреннее деление этого большого периода на отделы принадлежит автору и совпадает с делением на тома. Первые три тома «Истории Русской Церкви», так же как и появившаяся несколько ранее «История христианства в России до равноапостольного князя Владимира» (которая составляет 1-ю книгу настоящего издания), отделены от всего остального корпуса «Истории» исследовательской паузой. Она была вызвана переводом автора из Санкт-Петербургской Духовной Академии сначала на епископскую кафедру в Тамбов, а затем назначением его в 1859 г. архиепископом Харьковским. Это делает «домонгольскую» часть труда митрополита Макария в известном смысле (не только тематически) самодовлеющей (несмотря на то, что для второго издания 1868 г. она подверглась определенной переработке и исправлению). И все же основополагающее единство с последующими томами «Истории» налицо. Оно — в единстве исследовательского метода и общей концепции. Продемонстрировать это проще всего на таком принципиальном моменте, как используемая автором периодизация.

Всю историю Древнерусской Церкви до монгольского нашествия 1237–1240 гг. митрополит Макарий делит на три периода, вехами между которыми служат избрания волею Собора русских архиереев на Киевскую митрополичью кафедру иерархов русского происхождения: Илариона в 1051 г. и Климента Смолятича в 1147 г. На первый взгляд такая хронология может показаться если не произвольной, то излишне формальной. Но она станет вполне логичной и даже, пожалуй, единственно оправданной, если принять во внимание принцип осмысления митрополитом Макарием русской церковной истории. Существенной чертой его концепции является то, что Русская Церковь изучается как органическая часть Вселенской православной Церкви, в лоне которой она зарождается, а затем и развивается в сторону все большей организационной самостоятельности и внутренней самобытности[1256]. Дело, однако, не только в том, что избрания митрополитов Илариона и Климента явились своего рода «прообразованиями» будущей независимости Русской Церкви от материнской Константинопольской патриархии. Весьма важно также, что оба эти избрания вовсе не были чисто внутренним делом Церкви, а состоялись в переломные моменты развития Древнерусского государства вообще, став вполне сознательными и целенаправленными актами и государственной власти в том числе. Тем самым с самого начала подчеркивается место и роль Русской Церкви не только внутри Церкви Вселенской, но и внутри собственно древнерусского общества — роль, которая со временем будет все возрастать и превратится в одну из характернейших особенностей русской истории в целом. Таким образом, в основу труда митрополита Макария положен принцип, который по самой своей сути неотменим и не может устареть. В этом отношении здание «Истории Русской Церкви» стоит на очень прочном фундаменте, который ни в коей мере не поколеблен дальнейшим развитием исторической науки.

Другой замечательной чертой исследовательского метода митрополита Макария является его укорененность в конкретном материале исторических источников. Можно даже сказать, что труд высокопреосвященного Макария состоит из двух взаимообусловленных, но по своему характеру вполне различных частей: части археографической (разыскание, текстологическое исследование и издание рукописных источников) и части собственно исторической (осмысление и обобщение данных этих источников и создание на этой базе связной истории Русской Церкви). Количество рукописей, с которыми так или иначе работал митрополит Макарий при подготовке своей «Истории» и на которые ссылается на ее страницах, поистине грандиозно. Уже одно перечисление важнейших памятников, открытых митрополитом Макарием и введенных им в науку, говорит само за себя: здесь и Память и похвала святому Владимиру Иакова мниха, и сочинения преподобного Феодосия Печерского, и «Стязание с латиною» митрополита Георгия, и некоторые послания митрополита Никифора II, и Канон молебный святителя Кирилла Туровского, и многие-многие другие. Удивительно, но факт: со дня появления первых томов «Истории» прошло почти полтораста лет, а издания источников, подготовленные митрополитом Макарием, в целом ряде случаев остаются незаменимыми или даже единственными[1257].

В принципиальной выверенности исследовательского подхода и оценок, в доскональном владении огромным «живым» рукописным материалом — непреходящее значение труда митрополита Макария.

Разумеется, это вовсе не означает, что каждое слово, каждая дата, всякий тезис историка непогрешимы. Наука не стоит на месте, что прекрасно понимал и сам митрополит Макарий. В своих работах, выходивших после издания первых трех томов «Истории» и в период подготовки последующих, автор обращался к своим церковным и светским коллегам с призывом: «Критики! Побольше критики!». Вполне понятно, что немало отдельных положений и выводов митрополита Макария оказались впоследствии уточнены или даже пересмотрены в свете новых исторических данных. Да иначе и не могло быть. Ведь надо помнить, что в то время, когда автор работал над своей фундаментальной «Историей», состояние мировой и отечественной исторической науки во многих областях было отнюдь не процветающим. Взлет византиноведения был еще впереди, русская церковная археология делала первые шаги, древнерусское иконописание в его подлинном виде оставалось еще практически неизвестным и т. д. Поэтому естественно, что текст митрополита Макария во многих случаях требует современного комментария, не говоря уже о том, что он его заслуживает. Комментарий в нашем издании давался, как правило, только тогда, когда точка зрения автора, предлагаемая им датировка или т. п. нуждались в исправлении или уточнении в свете новых данных. При ином подходе комментарий рисковал бы превратиться в рыхлый и неизбежно слишком пространный обзор современной историографии по каждой из бесчисленных конкретных тем, затронутых в труде митрополита Макария[1258].




[1256] Приселков М. Д. Митрополит Макарий (Булгаков) и его «История Русской Церкви» (1816–1882) // Русский исторический журнал. 1918. Кн. 5.
[1257] Абрамович Д. И. О трудах митр. Макария в области древнерусской литературы // Изв. Отд-ния рус. яз. и словесности АН. 1917. Кн. 2.
[1258] Комментарии к настоящей книге «Истории Русской Церкви» составлены А. В. Назаренко. Комментарии обозначаются цифрами со звездочкой в квадратных скобках. Переводы иноязычных текстов выполнены И. И. Маханьковым.
Ссылки по теме
Форумы