Беднов В.А. Краткий обзор правового положения Православной Церкви в Польше и Литве с XIV в. до смерти Стефана Батория

Из книги: Беднов В.А. Православная Церковь в Польше и Литве. Минск: Лучи Софии, 2003. Глава I: От Казимира Великого до Сигизмунда III.
К оглавлению



 

Правлением Стефана Батория заканчивается первый период в истории правового положения православной церкви в Речи Посполитой. Его можно назвать периодом постепенного усиления православия в юридическом отношении и стремления его к уравнению с господствующим в Польско-Литовском государстве католицизмом. Начало его относится ко временам Казимира Великого, не сделавшего при присоединении Червонной Руси к Польше никаких ограничений в положении православия. Католичество в лице своей иерархии всегда неодобрительно смотрело на православных и не упускало ни одного удобного случая, чтобы не пытаться загнать схизматиков в овчарню римского первосвященника. Ягелло (как все новички во всех отношениях) проявляет свою благочестивую ревность к их обращению и старается привлечь к римскому костелу руководителей русского народа — князей, бояр и вообще знать его, для чего и издает (в числе других) акт Городельской унии 1413 года — акт, преграждавший русско-православному боярству доступ к высшим государственным должностям. Но это распоряжение применяется только в пределах Литвы (в тесном смысле) да и то не всегда, в русских же землях, присоединенных к ней, православные пользовались своими давними чисто русскими правами. Дальнейший ход исторических событий был благоприятен для православия в занимающем нас отношении. Польско-литовские правители начинают делать постепенные уступки в пользу знати и шляхты и, постепенно ограничивая прерогативы своей власти, расширяют политические права и преимущества привилегированных классов. Польская шляхта усиливается все больше и больше, получает доступ к обсуждению и решению наиболее важных государственных дел и в начале XVI века становится решающей силой в государстве. Русско-литовская шляхта не отставала от своей польской братии в стремлении к расширению своих прав и усилению своего политического значения. Политическая свобода, по мнению шляхты, требовала и свободы религиозной, а потому православная шляхта требует от королей, или, вернее, великих князей, на вальных Литовских сеймах расширения прав своего вероисповедания и добивается привилеев, ограждающих права и свободу православия и его последователей. Известны привилеи Казимира Ягеллона, Александра и обоих Сигизмундов. Проникший в Польшу гуманизм способствует росту просвещения, а последнее влечет за собой дух религиозной терпимости. Латинское духовенство своим поведением и недостойной жизнью возбуждает всеобщее нерасположение не только к себе, но и к католичеству, которым с успехом воспользовался протестантизм. С первой минуты своего появления в пределах Речи Посполитой он встречает поразительное радушие со стороны польско-литовских панов и с необычайным триумфом обходит все области и земли Польско-Литовского государства. Язвы, нанесенные им католичеству, были до того велики, что на первых порах католики растерялись и до шестидесятых годов не знали, что делать. Нерешительный Сигизмунд Старый издает строгие распоряжения против опасного для латинской церкви гостя, но они остаются без исполнения, а веротерпимый Сигизмунд Август отдает явное предпочтение протестантизму перед папством. При таких обстоятельствах шляхта, считавшая религиозную свободу в числе своих сословных преимуществ, пытается добиться юридического подкрепления того, что она имела фактически, т.е. законного признания свободы совести. В 1563 году на вальном сейме в Вильне православные (а с ними вместе и протестанты) просят Сигизмунда Августа отменить Городельское постановление и уравнять в гражданском отношении все вероисповедания. Требование было удовлетворено с обещанием сделать сверх того эту отмену еще и на ближайшем Польско-Литовском сейме. Православные были уравнены в правах с католиками; диссиденты получили то же, что и православные. Но этого королевского признания было недостаточно; его распоряжение могло иметь значение только для литовских и русских земель, но на Польшу не простиралось, а между тем шляхта и здесь добивалась религиозной свободы. Потребность общего юридического подтверждения религиозной свободы для разноверцев сделалась особенно настоятельной с того времени, как, с прибытием в области Речи Посполитой иезуитов, начал возрождаться католицизм и обнаружились подозрительные для разноверцев симптомы католической реакции. Воспользовавшись наступившим в 1572 году бескоролевьем, диссиденты и православные гарантируют себе гражданские права и свободу религиозных убеждений знаменитой Варшавской конфедерацией 1573 года. Католики, хоть с протестами и проклятиями, соглашаются на юридическое признание веротерпимости и свободы совести. С этого времени в королевскую присягу при короновании включается и пункт, подтверждающий эту конфедерацию, и в Польско-Литовском государстве господствует принцип веротерпимости, против которого католический фанатизм начинает ожесточенную борьбу. Разноверцы не желают потерять добытого ими с большими усилиями и энергично отстаивают свои права. Бороться пришлось и русско-православному народу. Эта борьба и составляет отличительную особенность второго периода в истории правового положения православия в Литве и Польше.

Ссылки по теме
Форумы