От редакции

К оглавлению


Седьмая книга «Истории Русской Церкви» включает в себя двенадцатый том одноименного труда Макария, митрополита Московского и Коломенского, и охватывает сравнительно небольшой период времени — с 1652 по 1667 год.

Центральными фигурами в жизни Русской Церкви стали тогда царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. В это время патриарх активно участвовал во внутренней и внешней политике страны, замещал царя во время военных походов, был полностью самостоятелен во внутрицерковных делах. В единстве духовной и светской власти была предпринята грандиозная церковная реформа, наложившая отпечаток на многие дальнейшие события истории России.

С середины XVII в. ведет свое начало значительное явление в русской духовной жизни — старообрядчество, связанное с расколом Русской Церкви на сторонников и противников преобразований. Богослужебная реформа, обычно называемая «реформой патриарха Никона», не исчерпывалась только исправлением книг и обрядов, как это нередко упрощенно представляется. В условиях роста могущества и внешнеполитической активности Российского государства Русская Церковь также стремилась приобрести более широкое влияние в православном мире. В это время активизировались контакты с Восточными патриархатами, которые хотели видеть в России опору в отстаивании своих интересов перед лицом турецких властей. Русская Церковь отказалась от традиционного изоляционизма и стала значительно энергичнее, чем это было ранее, обращаться к опыту и практике православных Церквей Ближнего Востока, Балкан и приграничных территорий (Украины, Молдавии). В Россию хлынул поток восточных священнослужителей, в лице которых русские хотели видеть учителей и помощников в устройстве своей церковной жизни. Активные контакты с православными Восточными Церквами привнесли много нового в богослужебную практику и уклад церковной жизни России в целом. Не без влияния греков были предприняты попытки административно-территориальной реформы Русской Церкви, не получившие, однако, завершения в XVII столетии.

На рассматриваемый период приходится проведение церковного Собора 1666–1667 гг., получившего в литературе название Большого. В нем приняли участие два предстоятеля Восточных Церквей — патриарх Иерусалимский Паисий и патриарх Антиохийский Макарий. Собор закрепил проведенные при патриархе Никоне преобразования и уточнил богослужебную практику Русской Церкви. На этом Cоборе было возложено церковное проклятие на не повинующихся Церкви сторонников старых обрядов, которое было снято спустя три столетия на церковном Соборе 1971 года.

В «Истории» митрополита Макария подробно рассмотрены и описаны все важнейшие события и показаны лица, действовавшие на исторической сцене того времени. Опираясь на широкий круг источников, основная масса которых тогда еще не была опубликована, автор дал наиболее полную фактографическую картину, сочетаемую со взвешенностью оценок. По этой причине в последующем его труд стал часто использоваться как источник сведений и документов. С точки зрения введения в оборот новых документальных материалов последующая историография не внесла существенных дополнений и труд митрополита Макария не утратил своего историографического и источниковедческого значения.

12-й том не был завершен из-за кончины автора. Остались лишь наброски плана следующего, 13-го, тома. Считая необходимым дать читателю хотя бы общее представление о последних десятилетиях XVII столетия, редакция взяла на себя смелость дополнить «Историю» митрополита Макария кратким очерком этого периода, написанным современными авторами.

* * *

Комментарии к седьмой книге написаны Д. Ф. Полозневым и С. Г. Яковенко. Иллюстрации подобраны священником Георгием Мартыновым и Н. Ю. Ноговициной.

В книге использованы следующие условные обозначения:

— цифры со звездочкой в квадратных скобках ({[1*]}) указывают номер комментария к тексту в разделе «Комментарии» (с. 433–462 наст. изд.);

— цифры в квадратных скобках после библиографической отсылки высокопреосвященного Макария соответствуют номеру издания или рукописи, на которые ссылается автор, в «Списке источников и литературы, использованных высокопреосвященным Макарием в 12 томе «Истории Русской Церкви» (с. 544–553 наст. изд.);

— символ {¤} указывает на то, что издание или рукопись, на которые ссылается митрополит Макарий, установить не удалось;

— звездочкой {*} обозначены примечания от редакции.

Ссылки по теме
Форумы