От редакции

К оглавлению


В шестую книгу настоящего издания вошли десятый и одиннадцатый тома «Истории Русской Церкви» преосвященного Макария, митрополита Московского и Коломенского. Десятым томом открывается третий период истории Русской Церкви — период ее самостоятельности, который, согласно периодизации митрополита Макария, разделяется на два отдела: время патриаршества в России (1589–1720) и время синодального управления. Публикуемые в этой книге два тома охватывают период с конца 80-х гг. XVI в. до 1652 г. Автором охвачен широкий круг конкретных тем и вопросов, имеющих отношение к истории Церкви. Не все они раскрыты с одинаковой полнотой и подробностью, чего и нельзя требовать от работы общего характера. Но в совокупности они дают довольно полную картину жизни Русской Церкви в данный период. Многие из рассмотренных здесь сюжетов стали в дальнейшем предметом специальных исследований.

Десятому тому предпослан специальный раздел об учреждении патриаршества в России, знаменательнейшем событии в истории Русской Церкви; им завершается длительный период перехода Русской Церкви к самостоятельности (1240–1589). Это событие не было обойдено вниманием предшествующих историков — авторов обобщающих трудов по истории России и Русской Церкви. В 50-х гг. XIX в. были опубликованы две статьи на эту тему[1]. Почти одновременно с десятым томом, но несколько ранее вышла книга П. Ф. Николаевского[2], которая, впрочем, осталась неизвестной митрополиту Макарию во время его работы над этим томом. Наряду с книгой П. Ф. Николаевского, данный раздел десятого тома, основанный на серьезной источниковой базе, является одним из первых монографических исследований вопроса. Здесь использованы все известные в то время источники, в том числе и архивные. Автор рассматривает учреждение патриаршества как закономерное и исторически обусловленное событие, а не как факт текущей политики и политической борьбы, к чему склонялись многие светские историки. Идея патриаршества возникла не неожиданно, а естественно выросла из всей предшествующей истории Московской митрополии, явилась результатом осознания растущего значения Российского государства и несоответствия действительного положения Русской Церкви и ее иерархии тому месту, которое она занимала среди других православных Церквей.

В последующее время исследователи неоднократно обращались к этой теме. Были открыты новые источники — прежде всего, найденные и опубликованные в 1899 г. А. А. Дмитриевским мемуары архиепископа Элассонского Арсения[3]. Из специальных работ следует отметить фундаментальное исследование А. Я. Шпакова[4], в котором наиболее полно раскрыты причины и исторические предпосылки учреждения патриаршества в России. Но новооткрытые источники и исследования других авторов не только не поколебали основные выводы и оценки митрополита Макария, но и подкрепили их.

Основную часть десятого тома занимает описание событий Смутного времени. Здесь особенно ярко проявилась принципиальная позиция митрополита Макария, его убежденность в необходимости рассматривать историю Русской Церкви в органической связи государства, общества и народа. Смутное время, наступившее вскоре после учреждения патриаршества и поставившее Россию на грань национальной катастрофы, выявило общность судеб Церкви, государства, всей нации. Борьба за национальную независимость против иноземных интервентов была одновременно и борьбой за православие. Автором убедительно показана роль Русской Церкви в национально-освободительной борьбе, в которой она предстает не только ее вдохновителем, но и организатором. В центре внимания автора — подвижническая деятельность святителя Гермогена, его роль в организации народных сил.

Обращаясь к событиям внутрицерковной жизни, митрополит Макарий большое внимание в обоих томах уделяет книгопечатанию и исправлению богослужебных книг. В частности, он подробно излагает дело справщиков архимандрита Дионисия, инока Арсения Глухого и священника Ивана Наседки, возникшее в период междупатриаршества в начале XVII в. При этом высокопреосвященный историк знакомит читателя с содержанием полемических произведений, связанных с этим делом.

В одиннадцатом томе заметное место уделено проблеме отношения Церкви к другим вероисповеданиям. Это, прежде всего, вопросы, рассматривавшиеся на Соборах при патриархе Филарете, о перекрещивании католиков и о способах принятия в православие «белорусцев». Достаточно подробно изложен ход полемики с лютеранским пастором Матвеем Фильгобером, возникшей в связи со сватовством датского королевича Вальдемара к царевне Ирине Михайловне. При этом митрополит Макарий пользовался в основном имевшейся к тому времени журнальной публикацией части материалов этой полемики. Наиболее полный свод памятников прений о вере и сопутствующих им исторических материалов был издан позже А. Голубцовым. Ему же принадлежит и специальное исследование на эту тему[5].

Но прения о вере с Матвеем Фильгобером — лишь эпизод, хотя и весьма значительный, в истории антипротестантской полемики, особенно обострившейся в 40-х гг. XVI в. Вся полемика в целом явилась предметом исследований И. Соколова и Д. Цветаева[6]. Ими поставлен вопрос и о причинах оживления этой полемики в данное время, хотя ответы на него давались разные.

Значительно слабее в «Истории» митрополита Макария освещены вопросы административного устройства Церкви, системы внутрицерковного управления, судопроизводства. Впрочем, здесь имеется достаточно обширная литература, вышедшая как до издания десятого и одиннадцатого томов труда митрополита Макария, так и после. Это исследования М. Горчакова о Монастырском приказе, И. Шимко о Патриаршем Казенном приказе, Н. Ф. Каптерева о светских архиерейских чиновниках, митрополита Николая (Ярушевича) о церковном суде до издания Соборного уложения и др.[7] Эти же вопросы рассматриваются и в общих руководствах по истории церковного права. Оказался практически обойденным вниманием автора важный вопрос о приходе, приходской жизни, внутриприходских отношениях, хотя уже существовали работы на эту тему П. В. Знаменского и Н. Я. Виноградова[8]. Позже появились работы А. Н. Попкова, А. Н. Заозерского, М. М. Богословского, С. М. Юшкова[9]. Интерес к этой теме оживился в связи с обсуждением приходского устава в Предсоборном Присутствии в 1910–1911 гг.

Как и в предыдущих томах, характеризуя общее состояние Русской Церкви, митрополит Макарий много говорит о «невежестве в народе и духовенстве», о «падении нравов», о беспорядках в богослужении. В данном случае автор разделяет точку зрения, господствовавшую в науке того времени и особенно проявившуюся в работах П. В. Знаменского. Однако во внутрицерковной жизни этого времени, особенно в конце 40-х и начале 50-х гг. XVI в., становятся заметны тенденции, свидетельствующие о внутренней силе Церкви и стремлении к изживанию негативных явлений. Митрополит Макарий пишет о попытках упорядочения церковной жизни: о борьбе за введение единогласия в церковном пении и чтении, о первых попытках организации школьного образования. Инициатором этих и других подобных мероприятий был кружок «ревнителей благочестия», сформировавшийся при царе Алексее Михайловиче и возглавлявшийся духовником царя Стефаном Вонифатьевым. Программа и деятельность этого кружка подробно исследованы Н. Ф. Каптеревым[10], который пришел к выводу, что уже в это время сложилась программа будущих реформ и началось их осуществление.

Непревзойденным достоинством труда митрополита Макария, проявившимся и в публикуемых томах, является то, что «История Русской Церкви» представляет собой результат самостоятельной исследовательской работы, построена на изучении источников, многие из которых введены в научный оборот автором. Это выгодно отличает «Историю» от последующих общих работ по истории Русской Церкви, которые в большинстве своем вторичны, авторы их лишь обобщают материал, обнаруженный другими, в том числе и митрополитом Макарием.

В 10 и 11 томах рассматривается первая половина периода патриаршества, когда сохранялось раздельное существование Московского патриархата и Киевской митрополии. Поэтому каждый из томов делится на две части и история Московского патриархата и Киевской митрополии излагается параллельно. Поскольку история Киевской митрополии содержит много нерешенных и спорных вопросов, редакция сочла необходимым дать специальную вводную статью по основным проблемам истории Киевской митрополии в 1-й половине XVII в.

* * *

Комментарии к шестой книге написаны М. В. Дмитриевым и В. С. Шульгиным. Иллюстрации подобраны священником Георгием Мартыновым и Н. Ю. Ноговицыной.

В книге использованы следующие условные обозначения:

— цифры со звездочкой в квадратных скобках ({[1*]}) указывают номер комментария к тексту в разделе «Комментарии» (с. 641–694 наст. изд.);

— цифры в квадратных скобках после библиографической отсылки высокопреосвященного Макария соответствуют номеру издания или рукописи, на которые ссылается автор, в «Списке источников и литературы, использованных высокопреосвященным Макарием в 10, 11 томах «Истории Русской Церкви» (с. 695–720 наст. изд.);

— символ {¤} указывает на то, что издание или рукопись, на которые ссылается митрополит Макарий, установить не удалось;

— звездочкой обозначены примечания от редакции.

Примечания

[1] Зернин А. Учреждение патриаршества в России // Архив историко-юридических сведений, относящихся до России / Изд. Н. В. Калачев. М., 1855. Кн. 2(1); Соколов Н. К. Учреждение патриаршества в России в 1589 г. // Прибавления к Творениям святых отцов. М., 1859. Ч. 18.
[2] Николаевский П. Ф. Учреждение патриаршества в России. СПб., 1880.
[3] Дмитриевский А. Архиепископ Елассонский Арсений и мемуары его из русской истории по рукописи трапезундского Сумелийского монастыря. Киев, 1899.
[4] Шпаков А. Я. Государство и Церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве. Царствование Феодора Ивановича. Учреждение патриаршества в России. Одесса, 1912. Ч. 1.
[5] Памятники прений о вере, возникших по делу королевича Вольдемара и царевны Ирины Михайловны, собранные А. Голубцовым. М., 1892; Голубцов А. Прения о вере, вызванные делом королевича Вольдемара и царевны Ирины Михайловны. М., 1891.
[6] Соколов И. Отношение протестантизма к России в XVI–XVII вв. М., 1880; Цветаев Д. Литературная борьба с протестантством в Московском государстве. М., 1887.
[7] Горчаков М. И. Монастырский приказ. СПб., 1868; Шимко И. Патриарший Казенный приказ. М., 1894; Каптерев Н. Ф. Светские архиерейские чиновники в Древней России. М., 1874; Николай (Ярушевич), иером. Церковный суд в России до издания Соборного уложения Алексея Михайловича. Пг., 1917.
[8] Статьи П. В. Знаменского в «Православном обозрении» (1861–1862. Т. 21–22), в «Православном собеседнике» (1865. Кн. 1–2; 1866. Кн. 1–2; 1867. Кн. 1); Виноградов Н. Я. Исторический очерк древнерусского сельского прихода. Тамбов, 1868.
[9] Попков А. Н. Древнерусский приход // Богословский вестник. 1897. Кн. 1–2; Заозерский А. Н. Что есть православный приход и чем он должен быть? // Богословский вестник. 1911. Кн. 3; Богословский М. М. Земское самоуправление на Русском Севере. М., 1909–1910. 2 т.; Юшков С. М. Очерки из истории приходской жизни на севере России в XV–XVII вв. СПб., 1913.
[10] Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. М., 1887. Вып. 1: Время патриаршества Иосифа; он же. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. СПб., 1909. Т. 1.

Ссылки по теме
Форумы