Положение церковного управления в XVIII — начале XX в.

К оглавлению


При преемниках Петра I в новой столице России Санкт-Петербурге (1725—1741) секулярные тенденции все более усиливаются. В первую очередь были подорваны экономические основы независимого положения Церкви. С этой целью в 1726 г. Синод разделили на два Департамента. Первому, состоявшему из шести членов Синода, теперь уже только из одних архиереев, была поручена сфера духовной деятельности. Второй же, состоявший исключительно из лиц светских, брал под свой контроль не только церковные земли, но и вообще все имущество Церкви.

В годы правления Петра I (1727—1730) второй Департамент Синода был переименован в коллегию экономии синодального правления. Таким образом, оставалось сделать последний шаг для полного подчинения аппарата, ведающего экономической жизнью Церкви, а через него и самой этой жизни прямому контролю со стороны государства. Этот шаг был сделан в период «бироновщины», когда в 1738 г. названная коллегия была вместе с Дворцовым и Казенным приказами передана Сенату.

В царствование Елизаветы Петровны (1741— 1761) в отношении Русской Церкви имело место заметное потепление. Но сама императрица, всячески выражая свое благочестие, мало что изменила. Так, она ответила отказом на доклад членов Синода митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича) и архиепископа Новгородского Амвросия (Юшкевича), поданный ей в 1742 г.

Названные иерархи просили императрицу о том, что если ей не угодно будет прямо восстановить патриаршество, то чтобы она установила в Синоде должность Президента (Председателя) с лично принадлежащими ему правами, составила бы Синод из одних только архиереев и упразднила бы в нем должность обер-прокурора, а также коллегию экономии.

Между тем императрица не пошла на этот шаг, объявив себя преемницей Петра I и указав, что законы ее отца являются и ее собственными законами По-прежнему церковными делами распоряжался обер-прокурор, и именно в тот период окончательно сложилась консисторская система. Русская Церковь, имевшая значительные земельные имущественные владения, стремилась сохранить экономическую самостоятельность. Но при Екатерине II, в 1763—1764 гг., Русской Церкви был нанесен еще один серьезный удар императорской властью. Церковные земли были переданы государству под предлогом использования доходов с них для дел просвещения, в действительности же они поступали в общегосударственную казну, из которой на церковные нужды выделялась всего 1/8 часть доходов с секуляризованных земель.

Как и учреждение Синода, секуляризация церковных земель вызвала протест в среде русского духовенства Последовательным противником секуляризации явился митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич). Но его протест был расценен как оскорбление императорского величества По воле императрицы в 1764 г. митрополит Арсений был лишен сана и сослан в далекий Карельский Никольский монастырь, но и там он продолжал высказываться против политики правительства в отношении Церкви, за что был лишен монашества и отправлен в заточение в Ревельскую крепость, где и скончался в 1772 г.

Церковная реформа изменила структуру не только Высшей Церковной Власти, но и церковного управления на местах Характерным явлением Синодального периода является существование епархиальных консисторий, состоявших из светских чиновников Подобно тому как Синод в Петербурге являлся одним из правительственных ведомств, консистории выполняли функции коллегиальных органов правления в епархиях.

Члены консистории предлагались на утверждение Синоду архиереем, но их назначение на этот пост зависело полностью от Синода Секретарь консистории вообще был подчинен не архиерею, а только обер-прокурору Синода.

Такая система организации духовных консисторий не могла не приводить к частым конфликтам и недоразумениям. Формальный глава консистории — епископ фактически оказывался в подчинении представителя обер-прокурора, т. е. своего секретаря.

Это не означало, конечно, что сфера административной деятельности епархиальных архиереев отражала их положение в Церкви по существу. Для русского народа епископ был и оставался его архипастырем.

Епархия обычно делилась на округа, число которых могло доходить до нескольких десятков, где наблюдение за приходами осуществляли заказчики, которые со времен Елизаветы Петровны стали именоваться благочинными. Последние назначались епархиальным архиереем из числа местных клириков в пресвитерском сане. В 1775 г. архиепископ Московский Платон (Левшин) составил для благочинных инструкцию, имевшую целью сделать их надзор более эффективным, что определялось необходимостью улучшить нравы русского духовенства и поднять его авторитет в обществе

Жизнь прихода регулировалась и синодальными инструкциями, которые были обязательными для исполнения церковными старостами. Такие инструкции дважды рассылались по всем приходам в 1806 и 1890 гг.

В XIX столетии никаких сколько-нибудь значительных изменений в организации синодального управления не произошло. Единственное, что было сделано в то время, — это создание, помимо Синодального присутствия, ряда вспомогательных учреждений: канцелярии Святейшего Синода, Синодального контроля (комиссий), учебного комитета, училищного совета, хозяйственного управления, издательской комиссии, миссионерского совета, синодальной типографии и двух местных синодальных контор — Московской и Грузино-Имеретинской (учрежденной в 1824 г.).

Как верно в свое время отметил митрополит Московский Филарет, Промысл Божий и церковный дух с первого же часа существования Духовной Коллегии начали свою созидательную преобразующую деятельность, через которую на протяжении Синодального периода Церковь постепенно восстанавливала свою каноническую дееспособность и определяла свои пути в повседневной жизни. По словам видного русского канониста профессора Илии Степановича Бердникова, жизнь церковная была шире указанных в законе тесных рамок и, по надобности, преступались и эти рамки ко благу церкви.

Ссылки по теме
Форумы