Киевская митрополия в первой половине XVII в.

К оглавлению


История Киевской митрополии в начале XVII в. — это в значительной мере история борьбы против униатства. Православные христиане заявляли протесты против священников-униатов, собирались на съезды для принятия мер по защите Православной Церкви, подавали жалобы королю, протестовали на сеймах (123).
В 1607 г. на съезде под Сандомиром православное дворянство обратилось с просьбой к королю о том, чтобы уния была упразднена, чтобы митрополит и епископы, принявшие унию, были лишены своих должностей и чтобы впредь епископские должности и церковные владения давались только лицам православного исповедания. Король обещал православным свободу вероисповедания, но, несмотря на это, епископы-униаты сохранили свои должности. В конституцию Варшавского сейма 1607 г. была даже внесена особая статья — «О религии греческой». Король обещал не нарушать прав народа в отношении веры и не запрещать ему свободного совершения церковных обрядов. Но и это постановление осталось неисполненным. После этого дворянство направляло почти на каждый сейм просьбы о защите православной веры, но и эти просьбы и жалобы оставлялись без внимания и не имели должных последствий.
Надежным оплотом Православия в юго-западной России по-прежнему были монастыри. В истории каждого монастыря в западной России во времена унии отразились судьбы и история Православия той или иной местности. Монастыри были центрами духовной жизни православных жителей края. В монастырях было сосредоточено все, что служило сохранению православных традиций: школы, средства для помощи нуждавшимся, богадельни для престарелых, госпитали для больных; при монастырях воздавалась и последняя честь и совершалась память почившим.
Так, во Львовской епархии было немало монастырей, подчиненных епископу. В начале XVII в. они начал вводить у себя обычаи и порядки некоторых афонских монастырей. На Афоне жили по многу лет русские иноки; возвращаясь на Родину, они благоустраивали свои обители по образцу афонских. После заключения Брестской унии (1596 г), известный инок Иоанн (Вышенский) неоднократно посылал с Афона послания князю К. К. Острожскому и ко всем православным христианам Малороссии, ко Львовскому братству, к епископу Иову (Княгиницкому), скитнику Марковой пустыни. Направил он послания и отступникам от Православия — митрополиту Михаилу (Рагозе), епископам Кириллу (Терлецкому), Ипатию (Поцею) и прочим.
За исключением древнего Киева, монашеская жизнь Русской Церкви в Польско-Литовском государстве не была цветущей. Хотя униатами и была захвачена почти половина всех монастырей, но они обезлюдели и стали для униатов лишь доходными хозяйственными вотчинами, в то время как в православных монастырях возросло число насельников, иногда оно доходило до 100—200 иноков. Кроме того, в течение первых 20 лет унии образовалось 10 новых монастырей. Практически заново родились три новых монастыря, занявших затем в истории юго-западной Церкви видное положение. Это знаменитая Почаевская Успенская Лавра (на Волыни), Свято-Духов монастырь — в Вильно, Братский Богоявленский монастырь — в Киеве.
Киево-Печерскую Лавру, спасенную от униатов, возглавил архимандрит Елисей (Плетенецкий). Он возродил монастырскую жизнь в Лавре, приведенную в расстройство после татарского завоевания на целые три столетия. Архимандрит Елисей вел непрерывные судебные процессы и отстаивал Лавру от претендовавших на нее униатов. Он восстановил здесь уставное общежитие, обновил состав братии Лавры, приглашая и собирая отовсюду ученых иноков, устроил типографию для издания богослужебных и учительных книг на пользу всего русского Православия. Перед своей смертью в 1624 г. он избрал себе преемником известного архимандрита Захарию (Копыстенского).
В Вильно активным деятелем, поднявшим значение и духовную силу братского Свято-Духова монастыря, был Леонтий (Карпович; 1620). Его усилиями монастырю были переданы две типографии.
На Волыни и в Галичине восстановителем и организатором монастырской жизни явился епископ Иов (Княгиницкий). Он учился в Острожской школе и прошел монашеское послушание на Афоне. Он устроил пять общежительных монастырей во Львовской епархии. Скончался в 1621 г.
Продолжателем начатого дела на Волыни был прославленный святой игумен Иов (Железо): сначала он был игуменом Дубенского Крестовоздвиженского монастыря, а затем и Почаевской обители (1651).
Но тем не менее в начале XVII в. положение Православной Церкви в польско-литовских землях стало особенно тяжелым. Об этом можно судить по тому, что с 1612 г. здесь оставался только один православный архипастырь — епископ Львовский Иеремия (Тиссаровский). Он был преемником епископа Гедеона (Балабана), прославившегося своей стойкостью. Когда в польско-литовских землях началось введение унии, епископ Гедеон сохранил свою епархию верной Православию. Отвергнув унию, епископ Гедеон почти на целый век приостановил переход православной шляхты в латинство.
Епископ Гедеон, исполняя должность Патриаршего Экзарха, управлял всей западнорусской Церковью и, кроме своей епархии, наблюдал за ведением дел еще в пяти других епархиях — Полоцкой, Владимирской, Луцкой, Пинской и Холмской, в которых не было православных епископов. Но после кончины епископа Гедеона (1607) и епископа Перемышльского Михаила (Копыстенского; 1610) во всей Киевской митрополии остался только один православный архипастырь — епископ Иеремия (Тиссаровский). В этих тяжелых обстоятельствах епископ Иеремия, согласно имевшей ранее место договоренности с епископом Гедеоном, пошел на крайнюю меру: для того чтобы сохранить в западнорусской Церкви епископское возглавление, он формально принял унию и получил от униатов назначение на Львовскую кафедру.
Таким образом, все епископские кафедры, по королевской воле, были замещены епископами-униатами. Совершение новых хиротоний православных епископов польским правительством не допускалось.
Из-за отдаленности северо-восточной России и трудностей в поддержании связей с ней южнорусские православные христиане обращались со своими нуждами в православные княжества Молдавию и Валахию, а также к восточным иерархам, временно проживавшим в западнорусском крае. Князь К. К. Острожский давал у себя приют иноземным православным епископам, которые, без сомнения, помогали западнорусской Церкви в ее нуждах. Православные греческие, сербские и болгарские епископы, посещавшие в то время юго-западную Россию, освящали храмы и рукополагали пресвитеров. Им приходилось это делать скрытно, но тем самым они сохраняли все священнические места и храмы, которые еще не были захвачены униатами. Но наступило время, когда и эти епископы скончались.
С течением времени неизбежно наступило оскудение православного священства. Встал вопрос о восстановлении, хотя бы и тайном, епископской иерархии. Это произошло в 1620 г. В марте 1620 г. в Киев прибыл Патриарх Иерусалимский Феофан, возвращавшийся из Москвы после постановления Патриарха Московского Филарета и имевший поручение от Патриарха Константинопольского посетить Киевскую митрополию. Православным было известно, что Патриарх Феофан, проезжавший через Киевскую землю в Москву для сбора милостыни и участвовавший в совершении чина возведения на Московский Патриарший трон освобожденного из польского плена митрополита Филарета (1619), имеет также и поручение от Патриарха Константинопольского устроить (возобновить) православную иерархию в Польско-Литовском государстве. Патриарх Феофан получил от правительства разрешение посетить православные монастыри, церкви и братства в разных городах, хотя это и было неприятно униатам.
К 15 августа, престольному празднику Успения Пресвятой Богородицы, в Киево-Печерской Лавре собрались православные посланцы от разных земель Польско-Литовского государства. Казачество во главе с гетманом Конашевичем-Сагайдачным, государственно лояльным по отношению к польскому правительству, гарантировало Патриарху защиту и свободу. Украинские казаки приняли православного Первосвятителя под свою охрану «обточиша (окружив. —Авт.) его стражею, яко пчелы матицу свою». Гетман Конашевич-Сагайдачный обратился к Патриарху с просьбой о посвящении епископов на православные кафедры, занятые униатами. «Моляху святителя Патриарха все благочестивые, да им оставит святыню, да посвятит им епископы».
Ночью в нижнем подвальном храме, под надежной казачьей охраной, Патриарх посвятил митрополита в Киев и 6 епископов на все западнорусские епископские кафедры, за исключением Львовской, где был епископ Иеремия (Тиссаровский), а униатского митрополита и епископов объявил низложенными с их кафедр. Так южнорусская Православная Церковь полулегально восстановила свою иерархическую полноту.
Поставив митрополита в Киев и епископов в православные епархии западнорусской Церкви, Патриарх Феофан созвал с ними «и со многими иными пречестными блаженными архимандритами, игуменами, иеромонахами и иереями» Собор. Митрополитом Киевским стал Иов (Борецкий), игумен Киево-Михаиловского монастыря. Митрополит Иов был хорошо известен на Украине. Окончив Острожскую братскую школу, он в 1606—1620 гг. подготовил многочисленное православное духовенство как учитель Львовской школы, а с 1617 г. — как ректор Киевской братской школы.
Не менее ревностными тружениками были и другие архипастыри. Они вышли в основном из возрожденных монастырей. Например, митрополит Исайя (Копинский), в бытность епископом Смоленским, сам копал пещеры для устройства монастыря. Ранее он был устроителем и в течение многих лет ректором Киевской братской школы, а затем игуменом Киевского братского монастыря. Епископ Луцкий Исаакий (Борисович) долго жил на Афоне перед тем, как он был хиротонисан Патриархом Феофаном в 1620 г. во епископа Луцкого.
После восстановления православной иерархии в 1620 г. в Польско-Литовском государстве сложилось напряженное положение. Король Сигизмунд III объявил Патриарха Феофана, уже вывезенного казаками за границу, незаконным, самозванцем и турецким шпионом. Поставленных им православных иерархов — незаконными и подлежащими аресту и суду. Митрополит-униат Иосиф (Рутский) анафематствовал православных иерархов. Униатские епископы, сидевшие на их кафедрах, объявили, что не пустят их в свои города. Папа прислал из Рима королю указание, чтобы тот «подверг русских лжеепископов, возбуждающих мятежи, заслуженной каре».
При таком положении только один митрополит Иов (1620—1631) мог жить в Киеве под защитой казаков. Другие епископы жили тайно в разных монастырях, преимущественно в той же Киевской земле, и оттуда управляли делами своих епархий. Но в Киеве под защитой казачества церковные дела велись открыто. Митрополит Иов в 1621 г. даже созвал Собор для выработки мер по укреплению сил Православия. Собор вынес определение под названием «Советование о благочестии». На Соборе были определены меры по защите от нападок униатов, намечено печатание книг в защиту Православия, меры по укреплению школ и братств, активизации Соборов, связей с Востоком, с Афоном, посылке туда русских монахов как в школу Православия.
Обеспокоенные униаты в 1626 г. созвали Собор в Кобрине под председательством митрополита И. Рутского, где обсуждались вопросы активизации унии. Для противодействия унии и для защиты Православной Церкви митрополит Иов созывал Соборы в Киеве в 1628 и 1629 гг. На Соборе 1628 г., в частности, было решено, чтобы никто из русских православных богословов не издавал сочинений о догматах веры без рассмотрения и разрешения духовных властей. Там же рассматривалось дело отступника от Православия бывшего архиепископа Полоцкого Мелетия (Смотрицкого).
Православные иерархи западнорусской Церкви могли рассчитывать на реальную защиту и помощь только от единоверной Москвы. В этом они следовали за частью народа, который просто бежал, особенно из Киевщины, и переселялся в «Московщину». Отражая эти народные чаяния религиозной свободы, первые непризнанные польским правительством митрополиты Иов (Борецкий; 1620—1631) и Исайя (Копинский; 1631—1633) готовы были перейти под защиту православной Москвы. В 1624—1625 гг. митрополит Иов, будучи единодушным с этой православной тягой части казачества к Москве, сам писал в Москву и выражал готовность вместе со своей православной паствой присоединиться к северному братскому государству. И позже преемник митрополита Иова с 1631 г. митрополит Исайя (Копинский) писал в Москву, жалуясь на угнетенное положение Православия в Польше: «Благочестивых князей нет, благородных вельмож оскуде, вси от Восточного Православия на Запад уклонишася. Едва кто от худых и неславных при благочестии и правой вере обретается».
Положение Православия в юго-западной России начало улучшаться после смерти короля Сигизмунда III (1587—1632). Только на Варшавском сейме 1632 г. была признана православная западнорусская иерархия. Одновременно с этим были официально восстановлены 4 православные епархии: Киевская (митрополичья), Галичско-Львовская, Перемышльская, Луцкая — и, кроме того, была учреждена вновь Белорусская или Мстиславская.
На том же сейме 1632 г. был поднят вопрос о возвращении православным отнятых униатами духовных школ и училищ. Это требование вошло в составленные на сейме и подписанные новым королем Владиславом IV в ноябре 1632 г. «Статьи для успокоения народа русского греческой религии, живущего в царстве Польском и великом княжестве Литовском».
Таким образом, с восстановлением православной Киевской митрополии в 1620—1632 гг. государством было признано право существования западнорусской Православной Церкви. Но, с другой стороны, жизнь Православной Церкви была так стеснена и проходила в таких неблагоприятных условиях, подавлялась столь различными способами и подвергалась таким насилиям, что ее история представляет непрерывный ряд страданий пастырей за национальную независимость.
Но тем не менее снова появилась возможность созывать православные Соборы (1620, 1627, 1628, 1640 гг.); при необходимости митрополиты обращались с посланиями ко всей южнорусской Церкви, а епископы — к клиру и мирянам их епархий, к братствам и обителям. Таковы окружные послания митрополита Иова от 15 декабря 1621 г. с увещанием к верным твердо стоять в Православии, а к отпавшим — возвратиться в лоно Церкви, послания митрополита Исайи (Копинского) в 1631 г. и т. д.
В 1650 г. по Зборовскому трактату православным была возвращена Холмская епархия. Митрополит Киевский Сильвестр (Коссов) проездом в Варшаву в январе 1650 г. посетил Люблин и Красностав и возвратил православным отнятые у них униатами храмы. Прибыв в Холм в феврале того же года, он принял во владение архиерейский дом, кафедральный собор и три храма и назначил на Холмскую кафедру православного епископа Дионисия (Балабана). Но в середине следующего года король снова отдал Холмскую епархию униатам. Епископ Дионисий вынужден был покинуть Холмщину, спасаясь от происков униатов.
Такое положение Православной Церкви в западных землях сохранялось вплоть до воссоединения Украины с Россией в 1654 г. С того времени Киевская митрополия начала получать постоянную и реальную помощь от единоверной Москвы.

Ссылки по теме
Форумы