Время правления Казимира IV (1447—1492)

К оглавлению


После разделения (в 1458 г.) Киевской и Московской Митрополий юго-западная Церковь оставалась в юрисдикции Константинопольского Патриархата, но реально ее положение зависело от внутренней политики польско-литовского католического правительства. Король-католик Казимир IV, происходивший из русского православного рода, сначала не был противником Православия. Несмотря на все преимущества Римско-Католической Церкви, он и православным давал, например, такие привилегии: «Так же который будут литвин, або лях, крещены были у Витебску в русску веру, а хто из того роду и теперь живет, того нам не рушити, права их хрстьянского ни в чем не ломити». Казимир благосклонно относился к русским православным людям и не нарушал их права и обычаи (123).
Но доброе отношение короля Казимира к Православию прекратилось после столкновения с Москвой из-за Твери и Новгорода. Новгород, заявивший о своем переходе в юрисдикцию митрополита Киевского Григория, великий князь Иоанн III (1462—1505) в 1471 г. покорил военной силой и навсегда упразднил федеративные новгородские вольности. Удар Иоанна III по Новгороду резко ухудшил отношения между Литвой и Московским княжеством.
В конце 1460-х — начале 1470-х годов король Казимир становится активным сторонником римского католицизма. Казимир не только основывает костелы и католические монастыри, но и ходатайствует перед Папой об усилении католического влияния среди русских, утверждая, что число «еретиков и схизматиков» в княжестве и пограничных областях весьма велико, изо дня в день возрастает и угрожает достичь весьма крупных размеров, если не будет подыскано подходящее средство.
Для противодействия распространению православия Казимир в 1468 г. вызвал в Ковно (ныне — Каунас) бернардинцев; в следующем году он «осаживает» их в Вильно и Троках (Тракай), строит костелы в традиционно православных городах — Пинске, Клецке, Дубровне, сооружает еще 27 костелов в литовских областях.
Тем временем отношения Казимира IV и Иоанна III продолжали ухудшаться. Присоединение к Московскому государству Великого Новгорода (1478 г.), а вскоре и Тверского княжества (1485 г.) дало Иоанну III возможность обратить свои завоевательные планы на Литву и мечтать о присоединении Смоленска, Полоцка и Киева к своим землям. Казимир не мог равнодушно смотреть на переход литовско-русских князей к Москве, и притом с пограничными волостями.
Эти межгосударственные проблемы были осложнены постоянными татарскими набегами, от которых страдали оба княжества. Отделение и обособление Крымской Орды, образование самостоятельного ханства (1460—1470 гг.) имело большое значение для всей Руси. Татары стали бичом для соседних земель. Их набеги на Литву, Польшу, Венгрию происходили почти непрерывно. Особенно сильно страдали Галичина, Подолье и Поднепровье — ближайшие к Крыму земли, и почти вся тяжесть татарских набегов ложилась на русское население.
В процессе политической борьбы с сильной соседней Литвой Иоанн III заключил союз с татарским ханом Менгли-Гиреем (1475—1515). Осенью 1482 г. хан Менгли-Гирей совершил опустошительный набег на Поднепровье, взял Киев. Киево-Печерский монастырь был разрушен и разграблен, многие монахи умерщвлены. Разграблены были и все киевские храмы. Запустение Поднепровья продолжалось около 70 лет, вплоть до середины XVI в. Получая в подарок от Менгли-Гирея золотые сосуды Киевского Софийского собора, Иоанн III, по-видимому, не предполагал, какое бедствие сможет постичь юго-западную Православную Церковь. А последствия татарского набега были значительны: потерян Киев — исконный православный центр, обезлюдела Поднепровская Украина.
Ослабленное и напуганное татарскими набегами, южнорусское православное население постепенно делалось менее активным в защите и сохранении своих прав. Богатые православные княжеские роды Волыни беднели, их число уменьшалось. Впоследствии все это содействовало усилению католического влияния в этих землях и создавало предпосылки для введения унии.
Около 1479 г. Патриарх Константинопольский назначил главой юго-западной Церкви митрополита Спиридона (1479—1481). Это было сделано без согласия Казимира, что не могло не вызвать его неудовольствия. Поэтому митрополит Спиридон, как человек неугодный правительству, был заключен под стражу, а впоследствии отослан в Москву (1504). В то же время Казимир был вынужден считаться с мнением православного населения. Поэтому в 1481 г. он откликнулся на просьбу православных жителей позволить им выбор своего митрополита. Православные избрали своим главой епископа Полоцкого Симеона. С того времени установился порядок избрания южнорусских митрополитов и затем посвящения их Патриаршим Экзархом уже на месте. Так обособились все стороны: православное население, католические власти и Патриарх Константинопольский.
В 1483 г. Казимир издал указ (в духе полузабытого Городельского постановления 1413 г.), запрещавший южнорусским христианам строить новые православные церкви и восстанавливать старые. Свидетельством начавшихся после 1483 г. преследований православных христиан является грамота православных панов и князей, направленная в 1488—1489 гг. Патриарху Константинопольскому с просьбой благословить назначение на Киевскую митрополию избранного ими православного епископа Полоцкого Иону «ради теснящих нас в вере».
Король Казимир IV умер в Гродно 7 июня 1492 г. Вскоре в Вильно собрался сейм, состоявший в основном из русских князей, которые быстро, без каких-либо переговоров с Польшей, избрали великим князем Литовским четвертого сына Казимира — Александра. При новоизбранном князе Александре православные христиане оказались в тяжелом положении, и виной тому был католический епископ города Вильно Войтех Табор (1492—1507), сторонник унии с Польшей.
При вступлении Александра на великокняжеский престол митрополитом Киевским был Иона (Глезна) (1492—1494), мало известный в истории южнорусской Церкви. После его смерти, в конце 1494 г., митрополитом был избран виленский троицкий архимандрит Макарий. Он возглавлял Киевскую митрополию два года и пытался улучшить церковную жизнь в Виленской епархии, но не успел этого сделать: в 1497 г. он был убит татарами около Мозыря. Русская Православная Церковь причислила его к лику святых.
При митрополите Макарии совершилось важное историческое событие во взаимоотношениях Литвы и Московской Руси: был заключен брак между великим князем Александром Казимировичем и дочерью великого князя Московского Иоанна III Еленой. Брак этот явился попыткой установления длительного мира между обоими государствами.
Елена, будучи русской и православной, оказала влияние на католический Литовский престол и, оставаясь православной, несмотря на старания обратить ее в католичество, содействовала тому, что Александр проявил веротерпимость по отношению к православным всю вторую половину своего княжения. Елена основала Минский Вознесенский монастырь, была фундаторшей (основательницей) Виленского Троицкого монастыря. Княгиня Елена скончалась в 1513 г. в своем имении во Вроцлаве, погребена в Виленском Пречистенском соборе.
Преемником святого Макария стал епископ Иосиф (Болгаринович) (1497—1501). Рукоположенный из архимандритов Слуцкого Свято-Троицкого монастыря во епископа Смоленского, Преосвященный Иосиф находился под сильным влиянием епископа Войтеха Табора и могущественных католических кругов. Ему была обещана Киевская митрополия при условии, что он согласится на унию. В 1497 г. после кончины митрополита Макария епископ Иосиф светской властью был утвержден в качестве митрополита. Вскоре после этого он предпринял попытку заключить унию с Римом. В темной и запутанной истории правления митрополита Иосифа несомненным является тот факт, что из правящей верхушки выделилась небольшая партия, стремившаяся к унии, чем епископ Войтех Табор воспользовался и старался содействовать подчинению Папе западнорусской Церкви.
Но резкая оппозиция православных унии насторожила Папу, он из осторожности даже не отвечал на послания митрополита Иосифа, хотя и дал соответствующие указания епископу Войтеху Табору. Русские представители писали тогда из Литвы в Москву: «Здесе у нас сталося замятенье великое межи латыни и межи нашего христианства. В нашего Владыку Смоленского диавол ся вселил... На православную веру князь великий неволил государыню нашу, великую княжну Олену, в латынскую проклятую веру... да и все наше православное христианство хотят окстити».
Болезнь митрополита Иосифа не позволила ускорить заключение унии, а после его смерти эти попытки прекратились, ибо не имели поддержки со стороны православных христиан.

Ссылки по теме
Форумы