Юго-западное влияние на московское просвещение

К оглавлению


Все названные южнорусские богословы и написанные ими книги свидетельствуют о тех больших усилиях, которые предпринимались в Киевской митрополии для защиты Православия от униатства. Но этим не ограничились плоды деятельности южнорусских богословов. В середине XVII в. западнорусские книжные труды начинают появляться в Московском государстве.
В 1624 г. по просьбе Патриарха Филарета в Москву для участия в исправлении богослужебных книг был направлен ученый иеромонах Памва (Берында), автор «Лексикона» и многих других богословских сочинений. А в 1627 г. протоиерей Лаврентий Зизаний представил Патриарху Филарету свое сочинение «Большой катихизис». Этот труд был одобрен и напечатан в Москве.
Славянской грамматике, составленной Мелетием Смотрицким (1618—1619), суждена была долгая жизнь в Московском государстве в духовных и светских школах и в послепетровское время, вплоть до середины XIX столетия. Мелетий Смотрицкий, сын острожского деятеля просвещения Герасима Данииловича Смотрицкого, учился в начале XVII в. в Бреславском, Лейпцигском, Нюрнбергском университетах. Около 1608 г. вступил в Виленское братство.М. В. Ломоносов называл «Грамматику» церковнославянского языка М. Смотрицкого «вратами учености». Ранее, в 1610 г., М. Смотрицкий напечатал в Вильно свою книгу «Фринос, или Плач Церкви Восточной». В ней он описал печальное положение Православной Церкви в Польше.
В 1648 г. боярин Ф. М. Ртищев основал близ Москвы Преображенскую пустынь и пригласил в нее нескольких ученых иноков из киевских и других украинских монастырей для перевода с греческого на русский язык церковных книг. Во главе этого ученого общества (братства) стоял иеромонах Епифаний (Славинецкий), вызванный из Киевского монастыря и усердно трудившийся для Русской Церкви и для дела просвещения. Он перевел много книг с греческого языка на славянский, занимался исправлением славянского перевода Библии, составил греко-славянолатинский лексикон.
В 1664 г. царем Алексием Михайловичем в Москву был приглашен другой западнорусский богослов — монах Симеон Полоцкий, получивший образование в Киевской коллегии и, кроме того, слушавший курс лекций в польских учебных заведениях. Его прибытие в Москву произвело значительные перемены в русском образовании. Он произносил проповеди и издал их под названиями «Обед духовный» и «Вечеря духовная»; он составил первую в северо-восточной России догматику, названную им «Венец веры».
В 1676 г. монах Симеон Полоцкий устроил в Москве типографию под названием «Верхняя типография». Деятельность западнорусских богословов в северо-восточной России укрепила стремление русских людей к духовному просвещению.
В это время начал свои иноческие подвиги и труды на ниве духовного просвещения святой Димитрий, митрополит Ростовский. Он получил образование в Киевской братской школе и в юности принял монашество. Архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович) назначил его проповедником при своем кафедральном соборе, где он вскоре приобрел большую известность. Около 1684 г. игумена Димитрия пригласил к себе киево-печерский архимандрит Варлаам (Ясинский) и просил его приступить к составлению житий святых, или Четьих-Миней, которых в западнорусской Церкви еще не было. В течение 4 лет игумен Димитрий приготовил к изданию первую часть своего труда (Минеи за сентябрь—ноябрь), которая в 1689 г. была напечатана в типографии Киево-Печерского монастыря с посвящением царю Иоанну V и брату его Петру Алексеевичу и сестре их царевне Софье. Это был первый дар Киева России после воссоединения Киевской митрополии с Русской Православной Церковью (1637 г.).
В дальнейшем святой митрополит Ростовский Димитрий был настоятелем в ряде монастырей Киевской митрополии, в 1701 г. по повелению царя Петра I он был посвящен в митрополита Тобольского, а в 1702 г. переведен на Ростовскую митрополию, где и завершил составление Четьих-Миней, последняя часть которых была издана в 1705 г. Святитель Димитрий скончался в 1709 г., но связь между южнорусскими и северовосточными богословскими традициями не прерывалась. Питомцы Киевской школы продолжили укрепление русско-украинского сотрудничества в лоне единой Русской Православной Церкви.

Ссылки по теме
Форумы