О пресвитере и о мужах, бывших в латинских землях

(Епифаний Премудрый. Житие преподобного Сергия Радонежского.)
К оглавлению


Неким людям, попавшим в большую беду в дальней стороне явился святой следующим образом, об этом поведает предлагаемай история.

Когда митрополит Исидор отправился к римскому папе на собор, он взял с собою некоего пресвитера, по имени Симеон. И вот, находясь с митрополитом не соборе, тот ни в чем не выразил одобрения латинскому уставу, но назвал его суетным, и много спорил об этом с Исидором, и никак не желал подчиниться латинской власти, и потому этот пресвитер претерпел от Исидора за православную веру великие скорби и муки в темницах, в оковах и в цепях . И после того, как Исидор отбыл от папы, этот Симеон договорился с тверским послом, по имени Фома, и они решили убежать от Исидора, из латинского города, из Венеции, в русские земли... И кто сможет теперь поведать о тех несчастьях и скорби великой, нашедших тогда на православных христиан?.. И вот они, с Божьей помощью, отбежали уже довольно далеко. Так случилось, что купцы из той страны шли тем же путем, и с ними вместе пришли они в непроходимые места, где были горы высокие и обрывы страшные, а между ними - единственная дорога. Над нею же стояла укрепленная крепость, наводящая страх, в которой сидели злые люди - разбойники, из разных народов, по большей части враги христиан. У крепости этой были железные ворота, с помощью которых можно было закрыть дорогу. И купцы те прогнали беглецов, сказав: «Отойдите от нас, чтобы мы из-за вас не погибли на месте этом, потому что вы не сможете пройти через эту крепость». И они, идя по дороге той, взошли на высокую гору, и, устав от трудного перехода, улеглись, в великой печали, не зная, куда идти дальше, и тут задремали. И вот видит пресвитер, что стоит над ним старец честной и, взяв его за правую руку, говорит: «Взял ли ты благословение у Ефесского епископа Марка, последовавшего стопам апостольским?» Он же отвечал: «Видел я, господин, этого чудного и крепкого мужа и взял у него благословение».

Старец же сказал: «Человек этот угоден Богу, ибо никто из сего суетного латинского сборища не смог его одолеть, ни богатством, ни лестью, ни угрозами мучений. И ты сам видел это и в прелесть не уклонился, оттого и пострадал. И поучение, данное тебе святым Марком, проповедуй везде, куда придешь, всем православным, которые хранят предания святых апостолов и заповеди святых отцов семи Собороу. Имеющий разум истинный да не соблазнится об этом. А о чем вы скорбите, о проходе по дороге, о том не печальтесь, я неотступно пребываю с вами и проведу вас через эту непроходимую крепость без вреда. Теперь же, встав, идите дальше, и пройдя немного, увидите место, где стоят два дома, и увидите стоящую возле них женшщину, по имени Евгения. Она примет вас в дом свой и с любовью даст вам отдохнуть. И потом вы быстро пройдете через крепость, никем не задержанные».

Пресвитер же спросил старца: «Господин, скаже мне, кто ты? Думаю, ты послан от Бога, чтобы вывести нас, отчаявшихся, из этой чужой земли».

И скорый в помощи отвечал: «Я Сергий Маковский, которого ты когда-то, молясь, призывал в молитве своей, и обещал прийти в обитель мою, и не пришел, и теперь, пообещав, опять солжешь, но поневоле там будешь». Он же проснулся весьма радостный и поведал обо всем спутнику своему, и, обрадованные, с великой радостью пошли они к тому дому. И дошли до места, указанного старцем, и миновали два дома, А возле третьего дома увидели стоящую женщину, которая, позвав их, приняла в дом свой. И сказала им: «Если вы христиане, отдыхайте в доме моем, сколько нужно, потому что и я когда-то была христианкой, но еще маленькой была привезена сюда»,- и говорила это с плачем. И назвала им и свое имя: «Я Евгения»,- как говорил явившийся святой старец. Они же поведали женщине этой причину своего путешествия. И она скорбела о них, говоря: «Если не Бог наш проведет вас через нашу крепость, никак не сможете пройти через нее». И велела слуге своему проводить их немного. Пошли они, и когда шли, приближаясь к воротам, и смотрели на крепость, увидели там ликующих воевод и воинов и великое множество людей, играющих на трубах, свирелях и бубнах, и пришли в трепет... Что же добавить к этому? О Христе Царю, велика сила твоя и заступление, которое Ты даруешь своим угодникам... Итак, объятые трепетом, но с надеждой и верой в сердце молясь ко святому Сергию, они говорили: «Святой Сергий, покрой и помоги!» И вот отворили им ворота железные, ничего не говоря; а когда они пршли, ворота опять затворились. Они же, омертвев от страха и радости, говорили: «Слава Тебе, Христе Боже, творящему дивные чудеса своим угодникам!» - и отправились в путь свой, радуясь и проповедая величие Божие.

После этого увидели их на дороге упомянутые купцы и удивлялись, говоря: «Велик Бог Христианский, проведший вас через эту непроходимую крепость!» И так они прошли через многие страны и добрались до русских земель, охраняемы Божием благодатью и заступлением Его угодника. Как поспешил святой на помощь к ним в дальнюю сторону, и не оставил их, как и обещал, так и до конца пути везде их оберегал. А о пресвитере нужно добавить следующее.

Добравшись до русских земель, пресвитер задержался в каком-то месте и не пришел в обитель святого Сергия. Спустя же некоторое время митрополит Исидор отправился в царствующий град Москву, и по его приказу Симеон пресвитер был схвачен; и, накрепко оковав его цепями, потому что он не повиновался, привезли его в град Москву. Исидор же надеялся получить желаемое, то, о чем они, похваляясь, совещались с папой латинским,- возглавить русскую митрополию.

И Господь Бог Вседержитель не попустил этому случиться, но просветил очи сердечные великому князю Василию, царю земли русской, по молитвам угодника Своего, Петра митрополита, великого в чудесах, и великий князь не захотел принять Исидора на престол русской митрополии, потому что он пришел к этому неправым путем; и не приняли его, по причине его неправдености, но изгнали из святой соборной церкви Богоматери.

А пресвитер был освобожден от цепей железных и отдан игумену Сергиева монастыря, по имени Зиновий. И вот привезли его в обитель святого; и сбылись слова преподобного, сказанные пресвитеру: «И поневоле будешь в моей обители». И обо всем этом он сам поведал6 со слезами, всей братии, и все прославили Бога и Его святого угодника, скорого помощника призывающим его с верою. И многие иные чудеса святого достойны повествования, и невозможно все их записать, по множеству их. Мы же описали лишь небольшую часть из множества чудес.

Ссылки по теме
Форумы