О некоем тверском вельможе, Захарии. Чудо второе о том же. О Симеоне Антонове

(Епифаний Премудрый. Житие преподобного Сергия Радонежского.)
К оглавлению


О некоем тверском вельможе, Захарии

Не умолчу и о таком чуде святого. Был некий вельможа, по имени Захария, старейшина града Твери, живший примерно в двухстах поприщах от обители святого, или менее. Но хотя он и жил на большом расстоянии, однако верою пребывал рядом. Случилось же так, что весьма разболелись у него внутренности, и день ото дня живот его увеличивался, угрожая смертью. И он, имея веру ко святому, на трапезе своей сначала с верою вкушал хлеб с трапезы из обители преподобного, и таким образом, по молитвам святого, облегчалась болезнь его, и через некоторое время он выздоровел, и не осталось в нем ничего от болезни. И дал обет пойти во обитель святого, и поклониться, и воздать святому благодарение за свое исцеление. И так, день за днем раздумывая, забыл о том, как это случается со многими людьми... Когда мы в нужде, тогда прибегаем к Богу, а получив избавление, не вспоминаем о благодеянии и бываем неблагодарными; так и в этот раз случилось, таким же образом, во множестве мирских попечений.

Чудо второе о том же

Когда же прошло довольно времени, не попустил Бог, чтобы муж добродетельный совсем забыл об обете, но снова поучает его. И вот случилось так, что сильно разболелись у него зубы, и так болезнь его усиливалась, что казалось, будто челюсти его сокрушатся от нашедшей болезни. И оттого невозможно было ни есть, ни спать много дней. И так он страдал долгое время; у супруги же его в доме находилась скуфья блаженного, которую она хранила по благословению. И пришел ей благой помысл, и возложила она эту скуфью на голову своему мужу, когда наступил вечер; и, получив некоторое облегчение он заснул. Ночью же, как он сам рассказывал, горел светильник. И жена его при этом спала. Он же не мог ни глубоко заснуть, ни бодрствовать, но лежал, отягченный дремотою. Душа его бодрствовала, и он молился мысленно, чтобы получить исцеление по молитвам святого; и внезапно видит он блаженного отца, представшего перед ним. Хотел больной подняться или как-нибудь обратиться к нему, но не мог. Святой же сказал: «Хочешь ли пойти в монастырь мой и там получить исцеление?» Он отвечал: «Господин, хочу, но не могу». Святой же сказал: «Я отнесу тебя». И видит больной, что он взят и отнесен к обители святого, и положен у раки его; и увидев раку, облобызал ее, припадая с плачем и радостию. И тотчас почувствовал, что получил исцеление и опять отнесен в свой дом. И тут он проснулся - и не ощутил в себе никакой болезни. И призвал жену свою, с радостью рассказал ей по порядку о дивных и преславных событиях, как получил мгновенное исцеление, будучи взят святым и принесен в обитель, к раке его, и как от прикосновения к ней он исцелился и снова оказался у себя дома, совершенно здоровым. И тут они воздали хвалу Господу и святому Сергию, потому что через него получил сей муж исцеление. И встав здоровым, готов был с радостью исполнить свой обет, данный прежде, после первого исцеления, и не исполненный. И тогда же и отправился спешно, опасаясь, как бы не пострадать снова. И, взяв с собой различные угощения для братии, пришел в обитель святого и принес Господу благодарственное пение. И благочестиво, со слезами, облобызав раку святого, рассказал священному собору обо всем, что случилось с ним, о том, что сотворил чудный Сергий. И, хорошо угостив братию и сделав большое пожертвование, отправился в дом свой, радуясь и славя Бога.

О Симеоне Антонове

Другой муж, из богатых купцов, известных в царствующем граде Москве, по имени Симеон, родился по пророчеству святого Сергия. Случилось так, что он сильно разболелся и в течение многих дней не мог ни есть, ни спать, не мог даже двинуться на одре, но жена и близкие поворачивали его и переносили. И так продолжалось долгое время. Однажды ночью вспомнил больной Симеон о блаженном святом старце Сергии, о том, сколько исцелений совершает Бог по его предстательству, и начал молиться и говорить: «Святой Сергий, помоги мне и избавь меня от этой болезни. Вспомни, преподобный, какую любовь и милость имел ты в жизни сей к родителям моим, от которых я родился по пророчеству твоему и до ныне по-прежнему окормляем я твоими молитвами. Так и теперь не забудь меня, грешного раба своего, жестоко страдающего от болезни». Это и многое другое сказал он в то время, молясь преподобному, и был уже поздний вечер; и вот явился ему блаженный Сергий, а с ним пришел и учение его, приснопоминаемый Никон; при этом горел светильник, а все в доме спали. Больной же видел, как пришел святой, в ярком сиянии. И не знал, кто это, но по идущему за ним ученику, Никону, понял, что это святой Сергий, потому что Никона он хорошо знал. Хотел он подняться, но не мог ничего сказать. Святой же встал рядом с ним и осенил его крестом, который нес в руке своей. После этого велел ученику своему, Никону, осенить его иконой, стоявшей близ постели,- иконой, которую когда-то сам Никон подарил болящему. И Никон, по повелению святого, осенил его иконой. Потом, взяв его за волосы, содрали они с больного, наблюдающего за этим, всю кожу, от головы до ног. И стали невидимы. Симеон же, тотчас почувствовав облегчение болезни, быстро поднялся и сел на постели, никем не поддерживаемый, хотя прежде не мог и двинуться. И с великой радостью, разбудив жену свою, начал радостным голосом, яркими красками описывать чудное посещение святого Сергия, который привел с собою любимого ученика своего, Никона, и показав всем знавшие его, что он сопричастен в чудесах своему учителю. И свидетельствовало о том вернувшееся к нему здоровье, словно не кожу с него содрали, но болезнь сняли, от которой прежде он не мог двинуться. И тотчас, поднявшись с постели, сотворил пятнадцать земных поклонов, как будто никогда не был болен, принося благодарение в похвалу святому Сергию и ближайшему ученику его, преподобному отцу Никону, со слезами целуя честные и святые иконы их. Так он стал здоровым и всем поведал о чуде.

Ссылки по теме
Форумы