В. А. Любартович. Верность призванию и преданность науке: К юбилею Елены Михайловны Юхименко

 

24 августа 2019 г. отметила личную юбилейную дату доктор филологических наук, главный научный сотрудник Государственного исторического музея Елена Михайловна Юхименко. Имя исследователя истории и культуры старообрядчества широко известно и уважаемо в отечественном и зарубежном научно-образовательном сообществе, в Русской Православной Церкви, среди приверженцев различных согласий староверия.

Профессиональная репутация Елены Михайловны как виднейшего филолога, архивиста, историка, искусствоведа, краеведа, так же как и авторитетного «музейщика», безупречна и высока. Посвященные ей страницы в русской Википедии поражают объемом и тематическим разнообразием творческого «багажа»: Елена Михайловна автор 30 монографий, публикаций исторических источников, фундаментальных научных каталогов выставок. Более 350 статей в академических журналах, научных сборниках и в энциклопедических изданиях достаточно полно характеризуют ее потенциал. В 2014 г. доктор наук
Елена Юхименко, единственная из музейных работников страны, вошла в сотню ведущих отечественных филологов разных лет согласно Российскому индексу научного цитирования. Высочайшая планка отношения к труду исследователя, принятая Е. М. Юхименко под влиянием своих учителей Д. С. Лихачёва и Н. В. Понырко, всегда была для нее «мерилом праведным» научной добросовестности и принципиальности, внимания и доброжелательности к работе коллег.

С 1990-х гг. Елена Михайловна инициировала реализацию ряда исследовательских, издательских и выставочных работ по изучению старообрядчества. В 1994 г. выходом под ее редакцией первого сборника «Старообрядчество в России (XVII–XX вв.)» начался долговременный издательский проект по публикации новейших исследований староверия в нашей стране и за рубежом, поддержанный грантами РГНФ. Все написанные или отредактированные ею статьи для вышедших 5 сборников были результатом изучения новых источников, обнаруженных в музейных и архивных фондах, в частных собраниях рукописно-книжного и иконного наследия староверов.

Помимо старообрядческой тематики Е. М. Юхименко уделяет много внимания публикации памятников мемуаристики, выпуску книг по церковному краеведению, по истории Москвы и предпринимательства, по истории ГИМ и его коллекций, описанию частных коллекций иконописи. Елена Михайловна является членом Ученого совета ГИМ, членом редколлегии журнала «Древняя Русь. Вопросы медиевистики», членом экспертного совета по присуждению Макариевских премий. Она давно и плодотворно сотрудничает с «Православной энциклопедией», выступая автором и рецензентом многочисленных статей по истории и культуре старообрядчества.

Реализованные Еленой Михайловной разнообразные по тематике выставочные проекты ГИМ и Митрополии Русской православной старообрядческой Церкви всегда пользовались вниманием и заслуженным успехом. Так, созданную по ее предложению и при непосредственном участии в здании Московской митрополии РПСЦ на Рогожском кладбище выставку «Сила духа и верность традиции» 31 мая 2017 г. осмотрел в сопровождении митрополита Московского и всея Руси Корнилия и автора экспозиции президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Выставку с неизменным интересом посещают до настоящего времени приверженцы старой веры, ученые, приезжающие в Рогожскую слободу туристы. Помимо многих конфессиональных наград от Предстоятелей Русской Православной Церкви и РПСЦ Е. М. Юхименко удостоена ряда престижных российских премий: имени митрополита Московского Макария (Булгакова), имени академика Д. С. Лихачёва, Забелинской премии.

Строгий научный подход к изучению староверия различных согласий: белокриницкого, федосеевского, поморского, филипповского, постоянные поездки в старообрядческие местности Карелии, Поморья, Поволжья, Сибири сформировали у Елены Михайловны представление о предмете исследования как о едином целостном явлении. Широчайшая эрудиция, исследовательский и писательский талант, доскональное знание первоисточников, оригинальные мысли и наблюдения характерны для всех работ Е. М. Юхименко, ставших бесценным вкладом в научную и культурную жизнь нашего Отечества.

 

Коллектив Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» присоединяется к поздравлениям и желает Елене Михайловне здоровья, сил и осуществления всех планов. Дорогая Елена Михайловна, мы гордимся совместной работой с Вами!

 

 

Список основных научных трудов Е. М. Юхименко по церковной истории за 2010–2019 гг.[1]

 

1. Агиологические разыскания выговских старообрядцев и образ всех святых российских чудотворцев // XIVнаучные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995): Сборник статей. Ярославль, 2010. С. 152–167.

2. Изучение памятников церковной старины старообрядцами в начале XVIII в. // Православие в судьбе Урала и России: история и современность. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2010. С. 258–260.

3. Старообрядчество в России (XVII–XX вв.): Сборник научных трудов. Вып. 4. М., 2010 (отв. редактор, составитель).

4. Новое о старце Ефреме Потемкине // Там же. С. 21–56.

5. Старообрядческий священник Димитрий Смирнов и его письма с русско-японской войны 1904–1905 гг. // Там же. С. 90–122.

6. Письмо (автограф) С. С. Гнусина из соловецкого заключения // Там же. С. 234–244.

7. План Рогожского некрополя и список захоронений 1885–1886 гг. // Там же. С. 701–746.

8. Паскаль Пьер. Протопоп Аввакум и начало раскола. М., 2010. С. 5–30 (автор вступ. статьи и научного перевода).

9. «Слово воспоминательное о святых чудотворцах, в России воссиявших» Семена Денисова как отражение культурно-агиологических начинаний Выга // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом). Т. 61. СПб., 2010. С. 329–344.

10. Научное творчество В. Г. Дружинина в контексте общественно-культурной жизни конца XIX – начала XX в. // Памяти Василия Григорьевича Дружинина (1859–1936). СПб., 2010. С. 14–26.

11. Старообрядческая история Соловков // Книжные центры Древней Руси: Книжное наследие Соловецкого монастыря. СПб., 2010. С. 289–308.

12. Le tsar Alexis et le patriarche Nikon: les réformes et leurs conséquences dans la seconde moitié du XVIIe siècle // Sainte Russie. L’art russe des origines à Pierre le Grand. Paris, 2010. P. 608–612.

13. Иоанн (Картушин), архиепископ Московский и всея России Белокриницкой иерархии // Православная энциклопедия. Т. 23. М., 2010. С. 408–410 (в соавторстве с В. В. Боченковым).

14. Корнилий Выговский // Большая российская энциклопедия. Т. 15. М., 2010. С. 333–334.

14. Лазарь [священник, деятель раннего старообрядчества, писатель] // Большая российская энциклопедия. Т. 16. М., 2010. С. 587–588.

15. Памятники книжной старины Русского Севера: коллекции рукописей XV—XX веков в государственных хранилищах Республики Карелия. СПб., 2010 (в соавторстве с М. Г. Бабалык, В. М. Быковой, А. Б. Ипполитовой, Е. Н. Кутьковой, Ф. В. Панченко, А. В. Пигиным, Е. В. Плетневой, Н. В. Савельевой, Л. С. Харебовой).

16. Кирнозе З. Пьер Паскаль. Протопоп Аввакум и начало раскола // Вопросы литературы. 2012. № 2 (рецензия).

17. Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади. М., 2011 (автор текста, составитель).

18. Старообрядческий храм у Тверской заставы // На память будущему: Альманах. М., 2011. С. 70–80.

19. Четии Минеи братьев Денисовых. Новые находки // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации / Отв. ред. Т. Р. Руди, С. А. Семячко. СПб., 2011. С. 302–308.

20. Купцы Царские и их вклад в историю старообрядчества и культуры // Старообрядчество: история, культура, современность.Материалы X международной конференции,проходившей в Москве-Боровске 1517 ноября 2011 г. Т. 1. М.; Боровск, 2011. С. 271–284.

21. «Иконы все самые пречудные, письма самого искусного» [Текст]: Собрание Григория Лепса. М., 2012 (в соавторстве с В. В. Горшковой).

22. Старообрядческий центр за Рогожской заставою. Изд. 2, испр. и доп. М., 2012.

23. Покровители семьи и брака святые Петр и Феврония Муромские. М., 2012 (составитель, перевод, автор вступ. статьи).

24. История старообрядчества и пути миграции сторонников старой веры // Дни в Романовке: Японские фотографии, запечатлевшие русское старообрядческое село в Маньчжурии на рубеже 1930-х – 1940-х годов, из собрания Приморского государственного объединенного музея имени В. К. Арсеньева во Владивостоке. М., 2012. С. 14–39.

25. Старообрядчество в именах, терминах и понятиях // Там же. С. 54–63.

26. Редкая житийная икона Артемия Веркольского из частного собрания // Кенозерские чтения–2011. Человек и среда: гармония и противоречия. Архангельск, 2012. С. 242–253 (в соавторстве с Л. И. Вольфсоном).

27. Складывание церковных структур, начало монастырской традиции, перенесение реликвий, канонизация первых русских святых, книжная культура // Меч и златник: К 1150-летию Древнерусского государства. М., 2012. С. 218–222.

28. Исторический музей // Православная энциклопедия. Т. 28. М., 2012. С. 8–16.

29. Карабинович Григорий Максимович // Православная энциклопедия. Т. 30. М., 2012. С. 615–616.

30. Матвеев Даниил // Большая российская энциклопедия. Т. 19. М., 2012. С. 334.

31. Рахмановы: купцы-старообрядцы, благотворители и коллекционеры. М., 2013.

32. Юродивые в похвальных словах и службах русским святым // Юродивые в русской культуре / Отв. ред. и сост. Е. М. Юхименко. М., 2013. С. 156–169 (Труды ГИМ. Вып. 197).

33. Традиция составления Четиих Миней в старообрядческой среде // SlaviaOrientalis. 2013. Т. 62. № 1. S. 87–97.

34. Еще раз о посвящении престолов собора Покрова на Рву // Покровский собор в истории и культуре России. М., 2013. С. 49–56.

35. Жития севернорусских святых в составе Выговских Четиих Миней» // Святые и святыни Обонежья: Материалы всероссийской научной конференции «Водлозерские чтения–2013», посвященной 380-летию со дня преставления святого преподобного Диодора Юрьегорского, основателя Троицкого монастыря в Водлозерье (2–4 сентября 2013 года) / Отв. ред. А. В. Пигин. Петрозаводск, 2013. С. 66–73.  

36. Художник и книгописец Иван Гаврилович Блинов // Русское искусство. 2013. № 2. С. 124–129.

37. Старообрядчество в России (XVIIXX вв.): Сборник научных трудов. Вып. 5. М., 2013. С. 9–14 (отв. редактор, составитель).

38. Почитание протопопа Аввакума в Выговской пустыни // Там же. С. 228–250.

39. Лексинский скрипторий в 20–30-е гг. XIX в. // Там же. С. 270–311 (в соавторстве с Е. А. Агеевой).

40. Памятники выговской иконописи первой половины XIX в. из частного собрания // Там же. С. 312–325.

41. Московские старообрядцы в 1812 г.: мифы и факты // Эпоха 1812 года в судьбах России и Европы: Материалы международной научной конференции (Москва, 8–11 октября 2012 г.). М., 2013. С. 320–329.

42. Юродивые в русской культуре. М., 2013 (Труды ГИМ. Вып. 197) (отв. редактор, составитель).

43. Духовные и художественные последствия реформы церкви при патриархе Никоне // Русские старообрядцы: Язык, культура, история: Сборник статей к XVмеждународному съезду славистов. М., 2013. С. 11–23.

44. «Твоя боголюбивая душа огнепально воспламеняется божественною ревностию…» // Мануйлов Ю. Икона староверов Причудья. Гавриил Ефимович Фролов и его иконописная мастерская. Таллин, 2013. С. 7–12.

45. Из архива Гавриила Ефимовича Фролова // Там же. С. 341–454 (комментарии).

46. Неизвестный памятник поздней паломнической литературы: хождение по России устюжского мещанина Петра Иванова Типухина в 1813–1822 гг. // Книжные центры Древней Руси: Книжники и рукописи Кирилло-Белозерского монастыря. СПб., 2014. С. 404–435.

47. Старообрядческие библиотеки как историко-культурный феномен // Про книги: Журнал библиофила. М., 2014. № 1(29). С. 60–71.

48. Выговская икона «Образ всех российских чудотворцев» // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом). Т. 62. СПб., 2014. С. 167–174.

49. Обитель преподобного Сергия. М., 2014. С. 9–18 (автор вступ. статьи).

50. «Обитель преподобного Сергия»: выставка в Государственном историческом музее // Русское искусство. 2014. № 2: Сергий Радонежский и его эпоха. С. 74–79.

51. Книжные труды московских поморцев // Нарративные традиции славянских культур: От Средневековья к Новому времени. Новосибирск, 2014. С. 155–162.

52. Старообрядческие библиотеки // 150 лет на службе науки и просвещения: Сборник материалов Юбилейной международной научной конференции. Москва, 5–6 декабря 2013 г. М., 2014. С. 213–223.

53. «Град Китеж русского староверия: К 320-летию Выговского старообрядческого общежительства» // Старообрядецъ: Современность, история и культура древлеправославия. Нижний Новгород, 2014. № 57 (июнь–октябрь). С. 1, 29.

54. Изучение памятников художественной церковной старины старообрядцами в начале XVIII в. // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом). Т. 63. СПб., 2014. С. 499–508.

55. Иван Никифорович Заволоко и выговская культура // Latvijas vecticībnieki: identitātes saglabāšanas vēsturiskā pieredze: rakstu krājums = Латвийские староверы: исторический опыт сохранения идентичности: сборник статей Rīga, 2014. С. 175–188.

56. Кирилл Сунарецкий (Сунский, Виданский) // Православная энциклопедия. Т. 34. М., 2014. С. 622.

57. Павел [епископ Коломенский] // Большая российская энциклопедия. Т. 25. М., 2014. С. 11.

58. Павел Любопытный // Там же. С. 17.

59. Поморские ответы // Большая российская энциклопедия. Т. 27. М., 2014. С. 107.

60. Поморское согласие // Там же. С. 107–108.

61. Обитель преподобного Сергия [Каталог выставки] / Государственный исторический музей. М., 2014 (науч. редактор, составитель каталога).

62.Находка утраченного рукописного книжного свода начала XVIII в. // Исторический музей – энциклопедия отечественной истории и культуры. Год 2012-й. М., 2015. С. 102–112 (Труды ГИМ. Вып. 199).

63. Церковно-исторический музей при Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви: Путеводитель. Исследования и материалы. М., 2015 (составитель).

64. Из опыта сохранения памятников старины в Московской старообрядческой общине Рогожского кладбища // Там же. С. 37–47.

65. Еще раз о слоне: Реальный комментарий к посланию Андрея Денисова // Религиозные и политические идеи в произведениях деятелей русской культуры XVIXXI вв.: Сборник научных трудов. Новосибирск, 2015. С. 58–69 (Археография и источниковедение Сибири. Вып. 33).

66. «По улицам слона водили…»: Документ, литературный текст и российская действительность 1710-х гг. // Текст и традиция. Альманах 3. СПб., 2015. С. 94–114.

67. Житие великомученицы Варвары в Выговских Четиях Минеях и иконописи // Круги времен: В память Елены Константиновны Ромодановской. Т. 2: Исследования. Посвящения и воспоминания. М., 2015. С. 381–390.

68. Древние памятники Троице-Сергиева монастыря и полемика вокруг церковной реформы середины XVII в. // Преподобный Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырские традиции. Материалы международной научной конференции. Москва. Государственный исторический музей. 27–28 мая 2014 г. М., 2015. С. 233–246 (Труды ГИМ. Вып. 202) (составитель и науч. редактор).

69. Литература Выговского старообрядческого общежительства // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 19: XVIII век. СПб., 2015. С. 5–13.

70. Корнилий Выговский // Православная энциклопедия. Т. 38. М., 2015. С. 137–138.

71. Красный устав // Там же. С. 481–482 (в соавторстве с Е. А. Агеевой).

72. Лазарь // Православная энциклопедия. Т. 39. М., 2015. С. 689–693.

73. Рогожское кладбище // Большая российская энциклопедия. Т. 28. М., 2015. С. 573–574.

74. Соловецкое восстание 1668–1676 // Большая российская энциклопедия. Т. 30. М., 2015. С. 662.

75. Старообрядчество: История и культура. М., 2016.

76. Идеальный образ русского модерна [Текст]: Иконы в окладах из собрания С. Ю. Николаева: [альбом] М., 2016 (составитель, в соавторстве с В. В. Горшковой, В. В. Игошевым).

77. Блаженный Иоанн Козмич, московский юродивый и иконописец М., 2016 (вступ. статья, подготовка текста).

78. Два тома Выговских Четиих Миней из собрания БАН в контексте истории уникального книжного свода начала XVIII в. // Современные проблемы археографии. Вып. 2. СПб., 2016. С. 467–475.

79. Московская филипповская община и ее книжное собрание // Пятые Лихачевские чтения. Русская культура: история и экология. Материалы международной научной конференции. Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», 2016. С. 49–60.

80. «Учитель премудрый, наставник всеизрядный» (к 70-летию Натальи Владимировны Понырко) // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом). Т. 64. СПб., 2016. С. 5–14.

81. К истории Дьяконовых ответов: Новая атрибуция одного из посланий Андрея Денисова // Там же. С. 422–434.

82. Неизвестный памятник старообрядческой литературы XIX в. — Житие иконописца и юродивого Иоанна Козмича // Там же. С. 554–575.

83. Лысенин Тимофей Матвеевич // Православная энциклопедия. Т. 41. М., 2016. С. 717—718 (в соавторстве с Е. А. Агеевой).

84. Любопытный Павел Онуфриев // Православная энциклопедия. Т. 42. М., 2016. С. 66–68.

85. Малышев Владимир Иванович // Православная энциклопедия. Т. 43. М., 2016. С. 231–232 (в соавторстве с В. П. Бударагиным).

86. Матвеев Даниил // Православная энциклопедия. Т. 44. М., 2016. С. 303–304.

87. Спиридон Потемкин // Большая российская энциклопедия. Т. 31. М., 2016. С. 78.

88. Старообрядчество // Там же. С. 182–183.

89. Сила духа и верность традиции. М., 2017.

90. «Злоключения на Московское Преображенское кладбище» 1850-х гг. Страдалец за старую веру Ф. А. Гучков // Первые историко-краеведческие научно-просветительные Преображенские Ковылинские чтения «Историческое, культурное и духовное наследие Преображенского» (Москва, 10 октября 2014 г.). М., 2017. С. 42–56.

91. Московская филипповская община и ее книжное собрание // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом). Т. 65. СПб., 2017. С. 550–570.

92. История о московском купце Филимоне Федорове Осинине: Необычный эпизод внутристарообрядческой полемики начала XIX в. // Там же. С. 648–668.

93. Старообрядцы Ржева в контексте старообрядческой истории XVIIXX вв. // Ржев в истории и современности: Материалы Всероссийского научно-просветительского форума. Тверь, 2017. С. 11–22.

94. Выговские Четии Минеи и богослужебный устав Выговского общежительства // Проблемы сохранения отечественной духовной культуры в памятниках письменности XVIXXI вв.: Сборник статей. Новосибирск, 2017. С. 149–156 (Археография и источниковедение Сибири. Вып. 36).

95. Святой преподобный Диодор Юрьегорский и созданный им монастырь. СПб., 2017 (в соавторстве с А. В. Алексеевым, Ю. Н. Кожевниковой, О. В. Панченко, А. В. Пигиным, иереем Олегом Червяковым, Н. В. Червяковой).

96. Выговские Минеи [Четии] // Православная энциклопедия. Т. 45. М., 2017. С. 271–273.

97. Монинская поморская моленная // Православная энциклопедия. Т. 46. М., 2017. С. 667–669.

98. Морозова Федосья Прокопьевна // Православная энциклопедия. Т. 47. М., 2017. С. 40–43.

99. Феодосий Васильев // Большая российская энциклопедия. Т. 33. М., 2017. С. 254.

100. Филиппов Иван // Там же. С. 358.

101. «Предивное художество»: Иконы из собрания Григория Лепса. Издание к выставке в Государственном историческом музее. М., 2018 (автор текста).

102. Церковные предметы производства Товарищества Оловянишниковых: новые памятники, новые возможности // XXIIНаучные чтения памяти И. П. Болотцевой (1944–1995): Сборник статей. Ярославль, 2018. С. 348–358.

103. Актуальные вопросы церковной жизни в переписке двух крупнейших деятелей староверия XX века – И. Н. Заволоко и М. И. Чуванова // Всемирный старообрядческий форум: Материалы международной конференции. Москва, 1–2 октября 2018 г. М., 2018. С. 109–114.

104. «Изыскание о иноческом пострижении» – филипповское сочинение 60-х гг. XVIII в. // Традиции русской духовной культуры в памятниках письменности XVIXX вв.: Сборник научных. трудов. Новосибирск, 2018. С. 168–178 (Археография и источниковедение Сибири. Вып. 37).

105. Дар С. Ю. Николаева Государственному историческому музею // Собрание. 2019. № 9. С. 42–51.

106. XVI век. Эпоха митрополита Макария.. М., 2019 [Каталожные описания 17 предметов] (отв. редактор, составитель, в соавторстве с Э. В. Шульгиной).

107. Икона «Святой Николай Можайский» 1918 г. Иконографический отклик на революционные события // XXIIIнаучные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995): Сборник статей. Ярославль, 2019. С. 342–353.

108. Становление беспоповства и его разветвление // Русское старообрядчество: История и культура / Ред. Х. Сакамото и А. Накадзава. Токио, 2019. С. 75–96 (в соавторстве с А. Накадзава, на японском языке).

109. Предисловие // Старообрядческая рукописная книга в собрании М. А. Максимова. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. 29 апреля – 29 мая 2019 г. Каталог выставки / Авт.-сост. М. А. Максимов. СПб., 2019. С. 7–10.

110. Изучение новгородских церковных древностей старообрядцами в первой четверти XVIII в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2019. № 2. С. 91–99.

111. Памятный дар великой княгине Елисавете Феодоровне // Собрание. 2019. № 8. С. 32–41.

112. Письменное и художественное наследие Древней Руси как основа старообрядческой культуры. Сводные труды // Язык, книга и традиционная культуры позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе. Труды III международной научной конференции. М., 2019. С. 287296 (Труды исторического факультета МГУ. Вып. 150).

113. Литературное наследие Выговской старообрядческой пустыни в XX веке: возможность объективного изучения // Чтения Отдела русской литературы XVIII века / ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН. Вып. 8: Русская литература XVIII столетия в науке XX века. Неолатинская гуманистическая традиция и русская литературы конца XVII начала XIX века. СПб., 2018. С. 4556.



[1] Список трудов Е. М. Юхименко за 1984–2009 гг. см.: Юбилей Елены Михайловны Юхименко // Вестник церковной истории. 2010. № 1/2(17/18). С. 361–371.

Форумы