Бухарев И.Н., прот. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Ноябрь

К оглавлению


 

7. Икона, именуемая Взыграние. Эта икона находится в Угрешском монастыре, близ Москвы, который устроен Димитрием Донским в XV веке. Явление ее относится к концу XVIII века.

9. Икона, именуемая Скоропослушница. Эта икона находится на Афоне, в Дохиарском монастыре. Она прославилась следующим образом в 1664 г. Она находилась на стене пред братской трапезой, и трапезарь, проходя, по обыкновению, мимо нее с возжженной лучиной, два раза слышал от нее слова: «Не копти Моего образа зажженной лучиной», но, приняв эти слова за шутку кого-либо из братии, не прекращал хождений, за что и был наказан слепотой при словах тоже от иконы: «Монах, недостойный сего имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?» Но чрез некоторое время, по молитве пред иконой, ему было возвращено зрение и при этом сказано, что Пресвятая Богородица покровительствует обители, и что Она предстательствует пред Своим Сыном за всех православных христиан, и молитвы их бывают исполняемы Господом ради Ее ходатайства, и что с этого времени икона будет называться Скоропослушницею. Сия икона ознаменовала себя очень многими чудесами.

12. Икона Киккская-Милостивая. По преданию, св. евангелист Лука написал три иконы Пресвятой Богородицы, которые удостоились благословения Ее. Одна, на которой изображена Пресвятая Богородица без Богомладенца Иисуса Христа, называется Милостивой, как умоляющая Сына Своего о помиловании грешных людей; другая, на которой Пресвятая Богородица изображена держащей Спасителя с левой стороны, называется Одигитрией (Путеводительницей), как путеводствующая людей к Царству Небесному; третья, на которой Пресвятая Богородица держит Богомладенца с правой стороны, называется также Милостивой, но для отличия от первой иконы, называется Милостивой-Киккской. Это название она получила от горы Киккос, или Конкос, лежащей на острове Кипре, на котором икона находится в настоящее время. Эта последняя икона долгое время находилась в Египте, затем в 980 году перевезена в Константинополь, где была поставлена в царских чертогах и оставалась до времени императора Алексея Комнина (XI век). После чудесного исцеления дочери сего императора Пресвятая Богородица явилась ему во сне и повелела послать Свою чудотворную икону на остров Кипр. Здесь император устроил для нее храм и при храме монастырь. Тут св. икона прославилась многими чудесами, и в ее благодатную силу веруют не только христиане, но и иноверцы. Множество чудес совершается от нее и на суше, и на море. В 1365 г. храм и монастырь были истреблены пожаром, но икона сохранилась невредимой. Впоследствии монастырь и храм были снова выстроены. Неизвестно, с какого времени Киккская икона закрыта до половины пеленою от верхнего левого ее угла до правого нижнего, так что лика Богоматери и Богомладенца на ней не видно, и никто не дерзает видеть, так как за приподнятие пелены многие были строго наказаны.

15. Икона Ипатменская. О времени и месте явления сей иконы неизвестно.

Икона Купятицкая. Явление сей иконы последовало в 1182 году следующим образом: в Малороссии, в Пинском уезде, девица Анна из села Купятицкого пасла стадо своего отца и заметила однажды в лесу между деревьями блистание света. Она подошла и увидела, что на дереве висит небольшой крест с изображением на нем иконы Пресвятой Богородицы. Девица сняла крест и с великой радостью отнесла его в свой дом, спрятала и воротилась к своему стаду; но на том же месте опять увидела сияние и крест и, думая, что находит другой крест, взяла и повесила его себе на грудь. Вечером, пригнав стадо домой, она хотела показать отцу бывший на ней крест, но креста не оказалось. Она сказала, что есть у нее другой такой же крест, и пошла его взять, но не нашла и этого креста. Тогда она вместе с отцом пошла к тому месту, где два раза находила крест. Оба они увидели тут на дереве во свете крест с изображением Богоматери и, взяв, отнесли его домой; но на другой день крест опять у них исчез. Тогда они объявили об этом чуде жителям своего села, которые пошли на указанное место и все увидели на дереве крест, окруженный сиянием. Это чудо возбудило во всех жителях благоговение, и они построили здесь деревянную церковь и в ней поставили обретенный крест и стали называть его Купятицкой иконой Пресвятой Богородицы. С того времени от иконы начали совершаться чудеса. Однажды во время морового поветрия в селе Купятицком икону обнесли вокруг села, и поветрие в тот же день совершенно прекратилось.

Прошло несколько лет, татары сожгли церковь с чудотворной иконой. Однажды некто путник, по имени Иоаким, проходя мимо того места, где была церковь, изумлен был светом, исходящим из земли. Он подошел и увидел крест, лежащий в пепле. Путник объявил о том жителям села Купятицкого, которые со своим священником пришли на место и с радостью узнали в нем свою чудотворную икону. Она не подверглась ни малейшему повреждению от огня. Тут снова была построена церковь, при которой путник Иоаким остался пономарем. В 1629 году при Купятицкой церкви основан православный мужской монастырь.

Икона Пресвятой Богородицы оставалась в селе Купятицком, пока тамошний монастырь был в ведении христиан православных. Когда же во второй половине XVII века им завладели униаты, тогда православные русские перенесли чудотворную икону в Киев и поставили в Софийском соборном храме. Богомольцы имеют великое благоговение к сей иконе. Она прославилась многими чудесами.

Крест с изображением Купятицкой Божией Матери сделан из меди и имеет в длину и ширину по 2 1/4 вершка. На одной его стороне изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем на руке, а на другой — распятие.

Икона Благоуханный Цвет. Так называемая чудотворная икона Пресвятой Богородицы находится в воронежском Покровском кафедральном соборе, и известна она там под именем Одигитрии. На иконе Богомладенец Спаситель изображен сидящим на левой руке Своей Матери. Правой же рукой Пресвятая Богородица держит расцветшую ветвь.

19. Икона, именуемая Утешение в скорбях и печалях, находится на Афоне, в русском Свято-Андреевском скиту. В 1863 году 15-го ноября в город Слободской прибыл с Афона для сбора пожертвований из этого скита иеромонах Паисий и привез с собой небольшой крест с частью древа Креста Господня и икону, называемую Утешение в скорбях и печалях. Святыня была поставлена в женском Христорождественском монастыре, горожане спешили облобызать ее и помолиться пред нею, и здесь от иконы Пресвятой Богородицы произошло несколько чудес. Из сих чудес особенно замечательны исцеление от немоты 18-летнего ученика живописца Неволина и дочери крестьянина Ксении Кайсиной, не владевшей ни руками, ни ногами.

27. Икона, именуемая Знамение-Новгородская. Икона эта находится в Новгороде, в соборе. Она представляет поясное изображение Пречистой Девы-Богоматери с распростертыми к небу руками и с Предвечным Младенцем Иисусом, сидящим на груди Ее без всякой поддержки. Правой рукой Он благословляет мир, как вечный архиерей и пастыреначальник, а в левой держит свиток, как знак благодатного закона и спасительного учения, которым Он просвещает род человеческий. Сама же Матерь Божия как бы приносит и посвящает Господу Вседержителю благословенный плод пренепорочного чрева Своего и с воздетыми руками молит Создателя, да приимет Он плод сей как жертву за спасение всего мира. Название Знамение подобные изображения Пресвятой Богородицы получили у нас в России, и в первый раз оно дано Новгородской св. иконе по случаю чуда, или знамения, бывшего от нее в Новгороде в 1170 году.

Суздальский князь Андрей Боголюбский задумал образовать на севере Русской земли одну державу и для сей цели хотел сокрушить силу новгородскую. К нему присовокупились многие другие князья. Союзные войска подступили к Новгороду, и начались кровопролитные приступы. Новгородцы, видя страшную силу врагов и изнемогая в неравной борьбе, всю свою надежду возложили на Господа и Пресвятую Богородицу. Все храмы в городе были наполнены народом, а архиепископ Иоанн три дня и три ночи стоял при алтаре Божием в соборном храме, вознося молитву о Божественной помощи. Все решились защищаться насмерть. В ночь пред окончательным приступом святитель услышал голос, повелевавший ему идти в церковь Спаса на Ильинской улице, взять откуда икону Пресвятой Богородицы и вознести ее на городскую стену, и тогда «узриши, — прибавил голос, — спасение граду». На рассвете, рассказав о видении, он послал соборный клир за иконой. Но посланные воротились, сказав, что икона не двигается с места. Тогда святитель сам со всем собором священнослужителей пошел в Спасскую церковь и, упав пред иконою, так молился со слезами: «Дева, Владычица, упование и Заступница нашего града! Молись Сыну Твоему и не предай нас врагам нашим за грехи наши, но да явится и ныне милосердие Твое к нам». Начали молебен, все молились со слезами, и лишь запели после 6-й песни кондак «Предстательство христиан непостыдное...», как икона заколебалась. Тогда архиепископ взял икону и дал ее нести двум диаконам. Икону внесли на стену и поставили близ того места, где кипела битва. Народ молился со слезами. Тысячи стрел летели на стену. Вдруг одна из стрел вонзилась в св. образ, при этом лик Пресвятой Богородицы обратился к городу, и архипастырь увидел, как закапали слезы из очей Богоматери. Приняв слезы на свою фелонь, он в умилении воскликнул: «О дивное чудо! Из сухого дерева текут слезы. Царица Небесная! Ты даешь нам знамение (оттого и икона получила название Знамения), что молишься пред Сыном Твоим и Богом нашим об избавлении города», — и вдруг в войске врагов произошло смятение, они начали поражать друг друга. Новгородцы, заметив это, воодушевились и вышли из города, а неприятельские войска в страхе бежали. Тогда все приписали спасение города Заступлению Пресвятой Богородицы, и было установлено празднование чудотворной иконе 27-го ноября. В 1566 году по молитвам пред сей иконой был остановлен страшный пожар в Новгороде. Пожар грозил истреблением всего города. Митрополит Макарий поднял икону из города и в крестном ходу понес ее по берегу Волхова, и вдруг подул ветер на Волхов, и пожар затих. В 1611 году шведы, овладев Новгородом, производили в нем грабежи и хотели ограбить и собор, где стояла чудотворная икона, но лишь только вступили на соборный порог, как вдруг были отброшены назад невидимой силой. Это устрашило грабителей, и тогда никто из них не осмелился более проникнуть в собор.

Икона Знамение-Царскосельская. Эта икона в последнее пятидесятилетие приобрела большую известность. Она находится в Царском Селе, в малой придворной церкви, и замечательна во многих отношениях — и как памятник древнего иконописного искусства, и как источник многих благодатных чудес и исцелений. Царскосельская икона Знамения Божией Матери принадлежит к самым высоким образцам искусства древневизантийских произведений. Первоначально на св. иконе были изображены только лики Богоматери и Предвечного Младенца с двумя огнеобразными херувимами по обеим сторонам главы Пречистой Девы. Впоследствии, по повелению императрицы Елисаветы Петровны, по краям св. иконы изображены в самых малых размерах, с правой стороны, вверху — св. апостол Петр, в середине — праведный Захария, внизу — святитель Николай; с левой стороны, вверху — св. Алексий, человек Божий, в середине — праведная Елисавета, внизу — св. мученица царица Александра. Царскосельская чудотворная икона замечательна и своими размерами, чем превосходит почти все известные в России святые иконы Богоматери: в длину она имеет почти два, а в ширину полтора аршина. Происхождение Царскосельской иконы Знамение — весьма древнее. Она принесена в дар царю Алексею Михайловичу патриархом Афанасием и с того времени сделалась особенно чтимой в царском роде. Петр Великий благословил ею дочь свою Елисавету как наследницу престола после Екатерины I.

Императрица Екатерина II любила молиться пред нею. В 1820 году по молитве пред сей иконой императора Александра I, а в 1863 году — Александра II, остановлен был пожар во дворце. В 1831 и 1848 годах молитва пред нею спасла от холеры Царское Село. Икона очень богато украшена — украшение ценится до 50000 руб. К Царскосельской иконе прибегают матери с молитвой за детей.

Есть еще следующие чудотворные иконы Знамения Пресвятой Богородицы:

во Владимире. Она стоит в Успенском соборе, в особом приделе в честь ее. Икона эта прославилась следующим образом. Близ Владимира, в слободе Быковке, тамошний житель Сергей Иовлев, с малолетства находившийся в расслаблении, три раза ночью слышал голос, говоривший ему: «Попроси написать Мой образ Знамения и поставить на том месте, где была церковь, и ты получишь исцеление». Место это было близ дома больного и находилось в запустении. Больной рассказал о своем видении знакомым, и те не замедлили написать икону, но только не знали, как поставить ее. И вот в это время другому больному, Логгину Сапожникову, жившему во Владимире, был голос, чтобы он пожертвовал имевшийся у него дубовый сруб под часовню и поставил ее в Быковке на том месте, где был храм. Когда часовня была готова и в ней поставлена икона, то после молебна о здравии обоих болящих они получили исцеление. Это было в 1650 году, 8-го октября. С того времени от иконы стали совершаться и другие чудеса. Впоследствии чудотворная икона была перенесена во Владимир, в собор;

в Московском Златоустовом монастыре. Эта икона прославилась в 1847-1848 годах, когда в Москве свирепствовала холера. Захворал ею благочестивый старец, купец Иродион Воробьев. Ночью больной увидел себя в каком-то монастыре, и вдруг тут на стене явился образ Знамения. Благоговейный старец поспешил приложиться к иконе и заметил на ней улыбку Богомладенца, а Пресвятая Богородица в это время сказала: «Раб Божий Иродион» — и осветила его сиянием, исходившим от Нее. После того больной почувствовал облегчение от болезни и решился отыскать избавившую его от смерти икону. Долго искал и наконец нашел в Златоустовом монастыре, где в молодых летах часто он молился. Икона находилась над входом в паперть. Тогда икона была богато украшена Воробьевым и поставлена уже в самом храме, и после того было от нее немало и других чудес;

в Москве, в церкви св. Иоанна Предтечи у Креста. В 1812 году икона сохранилась нетронутой неприятелем, тогда как прочие иконы в церкви были лишены украшений. Заболевшая холерой в 1853 году московская мещанка Ф. С, а в 1854 году аптекарь В. И. получили исцеление по молитве пред сею иконой. Были и другие исцеления;

в Серафимо-Понетаевском женском монастыре. Эта икона была написана в 1879 году одной из сестер монастыря, Клавдией Войлошниковой, и стояла в письмоводительской келье в корпусе, занимаемом игуменьей монастыря. В 1855 году 14-го мая, в 9-м часу вечера некоторые из сестер, бывшие в этой келье, заметили, что св. лик Богоматери вдруг сделался живее и светлее — взор Ее поднимался кверху и на стоявших в трапезной на молитве. Это явление повторилось еще в 12 часов ночи. Икона была перенесена в храм, и от нее начали совершаться исцеления.

в Вологде. Явилась она в 1571 году, 2-го сентября.

Абалацкая икона. Празднование этой иконе еще 20-го июля. (Чит. о ней там.)

Форумы