Бухарев И.Н., прот. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Сентябрь

К оглавлению


 

1. Икона, именуемая Миасинской. Эта икона изображает собор Пресвятой Богородицы. Она прославилась после иконоборческой ереси. Стояла сия икона в церкви Миасинского монастыря в Армении, близ города Мелетина, почему и называется Миасинской. Иконоборцы бросили ее в озеро, но, по прошествии более ста лет, по прекращении иконоборства, в царствование Михаила III и Феодоры, в 864 году она появилась 1-го сентября на поверхности озера, откуда была взята верующими и оказалась совершенно неповрежденною от долговременного пребывания в воде.

Александрийская икона. О времени явления сей иконы не сохранилось сведений.

Икона, именуемая Черниговской-Гефсиманской. Эта икона есть точный список Черниговской-Ильинской, коей празднуется 16-го апреля. Находится она в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой лавры. Прославилась сия икона в 1869 г. Первым чудом от нее было исцеление более шести лет находившейся в расслаблении крестьянки Тульской губернии — Феклы. Крестьянка эта отличалась благочестивой жизнью; заболев, шесть лет лежала она почти неподвижно на одном боку. Когда привезли ее в скит и, внеся в церковь, поднесли к иконе, то она вдруг закричала: «Пустите меня, пустите!» В это время кости и суставы в теле ее захрустели, и она почувствовала себя совершенно здоровой. От иконы затем последовало множество исцелений, особенно от умственного расстройства и беснования; много исцелений совершилось от списков с сей иконы и от масла, взятого из лампады пред ней. Икона эта написана на полотне. Она принадлежала священнику Хотькова монастыря о. Алексееву. Священник получил ее от некоего монаха Троице-Сергиевой лавры и впоследствии благословил ею дочь чиновника А. Филиппову. В 1852 году Филиппова пожертвовала икону в нижнюю пещерную церковь Гефсиманского скита, сняв для себя с нее список, и украсила дорогой ризой. К чудотворной иконе притекает множество богомольцев.

2. Калужская икона. Эта икона Богоматери явилась в 1748 году в семи верстах от Калуги, в сельце Тинькове, в доме боярина Хитрова. Явилась таким образом: однажды две девушки — служанки Хитрова — вошли на чердак его дома, где лежали старые вещи и разная домашняя рухлядь. Одна из них, разбирая вещи, нашла сверток сурового полотна. Развернув сверток, она увидела прекрасное изображение благоговейного лица, как будто монахини, читающей по книге свое правило. Девицу тронуло это изображение, и, указывая на него своей подруге, она назвала его игуменьею. Но другая девица плюнула на изображение и сказала: «Вот как я боюсь и уважаю твою игуменью». Но едва она успела сделать это, как была поражена и упала: ноги и руки ее скорчились, вся она впала в расслабление и лишилась зрения и языка. Испуганная подруга тотчас побежала к господину и рассказала ему все. Евдокию (так звали несчастную девицу) нашли едва живой, ее тотчас положили на постель и ожидали смерти. Ночью во сне родителям Евдокии явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Дочь ваша своим дерзким поступком в изображенном на полотне лице оскорбила не инокиню, но Меня; потому что это изображение есть Мой образ, чрез который, по воле Сына Моего и Бога, Я буду ходатайствовать за город ваш и жителей его. Утром объявите об этом священникам и вместе с ними помолитесь пред поруганной Моей иконой, окропите расслабленную водой, которая истекает из-под храма, и дочь ваша исцелится». Утром после молебна больная исцелилась. После того икону вставили в раму и поставили в доме боярина на особом месте. Вскоре после этого служитель Прохор, живший в доме боярина Хитрова, который уже много лет был глухой, три раза видел во сне Богоматерь, Которая повелевала ему молиться об исцелении пред Ее иконою. Прохор исполнил это повеление и после молитвы заснул необыкновенно крепким и продолжительным сном (он спал двое суток без просыпа); в это время из его ушей вышло много материи, и, проснувшись, он стал здоров. В это же время единственная дочь боярина Евдокия опасно заболела; во сне явилась ей икона Богоматери и повелела для получения исцеления молиться пред нею. Родители вместе с больной начали молиться, и больная тотчас выздоровела. После этих чудес боярин не осмелился более держать икону у себя дома и торжественно перенес ее в церковь Рождества Богоматери, на Калужке. От нее происходило много чудес. Жители Калуги обязаны чудотворной иконе спасением своего города. В 1771 году в Калуге была страшная язва. Жители города попросили архимандрита Лаврентиева монастыря принести из Калужки чудотворную икону Богородицы и в крестном ходе обойти с нею город. Это благочестивое желание жителей было с радостью исполнено. После поста и молитвы икону в продолжение трех дней носили вокруг города, прося усердную Заступницу рода христианского во всех несчастьях умолить Сына Своего о помиловании. Молитва была услышана: язва начала ослабевать. В память этого чудесного избавления города от язвы было установлено каждый год 2-го сентября обходить вокруг города в крестном ходе с чудотворной Калужской иконой Богоматери. В 1812 году, по случаю нашествия французов, Калужскую икону перенесли в город Ефремов; там взятые в плен французы, увидев ее, говорили, что когда были в походе в Калуге и под Малоярославцем, то не раз видели эту икону на воздухе, и тогда всегда побеждали русские. Крестьянка графа Разумовского Параскева Алексеева также удостоилась увидеть эту икону на воздухе, окруженную Небесными Силами. Об этих видениях донесли Государю Императору Александру I и с его позволения и благословения Святейшего Синода навсегда установили, в память избавления Калуги от французов, каждый год 12-го октября праздновать этой иконе и совершать с нею крестный ход вокруг города. Чудотворная икона Калужская находится в селе Калужке, а точный список с нее в Калуге, в кафедральном соборе.

3. Писийская икона. Икона сия явилась в начале IX столетия в городе Сизополе-Писийском. Древний список с нее находится в Москве, в Новоспасском монастыре, с 1608 года. Он был в келье инокини Марфы, матери царя Михаила Феодоровича.

4. Икона, именуемая Неопалимая Купина. Эта икона находится в Москве, в церкви ее имени. О происхождении этой иконы нет письменного предания, но существует устное, перешедшее от родственников строителя означенной церкви к причту и прихожанам. Вот это предание: стремянный конюх царя Феодора Алексеевича Димитрий Колошин, человек богатый, особенно уважал икону Богоматери Неопалимую Купину, стоявшую в святых сенях при царской Грановитой палате, и каждый раз, когда приходил во дворец и уходил, усердно молился пред нею; наконец, он пожелал построить во имя ее храм по следующему случаю. Однажды, подпав невинно гневу царя и не надеясь оправдаться пред ним, Колошин еще с большим усердием начал молиться пред иконой Неопалимой Купины, прося Царицу Небесную защитить его; молитва была скоро услышана. Царю Феодору Алексеевичу во сне явилась Богоматерь и объявила конюшего невинным; царь велел исследовать дело Колошина и, найдя его невинным, освободил от суда и возвратил свое прежнее расположение к нему. В благодарность своей Избавительнице Колошин выпросил у царя икону Неопалимую Купину, построил во имя ее храм, который и доселе находится на том же месте. Построение храма относится к 1680 году. Предание прибавляет и другие случаи, относящиеся к славе этой иконы. 1) Когда в Москве был сильный пожар, эту икону обносили вокруг домов прихожан Неопалимовской церкви, и те все уцелели от огня. Вообще живущие в этом приходе замечают, что в нем бывают очень редко пожары, да и те очень незначительны, несмотря на то, что это место застроено преимущественно частными деревянными домами, — и это приписывают особенному покровительству Богоматери. 2) Покойный протоиерей Новодевичьего монастыря, находящегося недалеко от Неопалимовской церкви, отец Введенский, лично сообщил одному из священнослужителей этой церкви следующее: «В 1812 году, когда Москва была занята французскими войсками, оставшись один в монастыре, я был однажды испуган неожиданным приходом польского солдата, который, отдавая мне серебряную ризу с иконы, просил возвратить ее в ту церковь, где она была похищена, и прибавил к этому, что с того времени, как он снял ее, его мучит сильная тоска». Эту ризу по выходе из Москвы французов протоиерей возвратил в Неопалимовскую церковь; после с прибавлением серебра она была переделана в ту, которая теперь находится на этой иконе. Иконе сей празднуется еще в 6-ю неделю по Пасхе. Название иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» произошло от видения Моисеем горевшей и не сгоравшей купины (куста терновника), которое изображало приснодевство Богородицы, и на этой иконе Пресвятая Богородица обыкновенно изображается окруженной пламенем. В Славянске, в Троицкой церкви имеется чудотворная икона Неопалимая Купина. Она написана по следующему случаю. В 1820-1821 годах в этом городе происходили частые пожары от поджогов. Приняты были все меры к открытию поджигателей, но злодея не могли открыть. В это время одной старушке Бельницкой, которая первая пострадала от пожара, кто-то, явившись во сне, сказал, что если будет написан образ Неопалимой Купины и будет совершено пред ним молебствие, то пожары прекратятся. Старушка открыла свой сон городскому протоиерею. Образ был написан, и после молебствия пред ним в этот же день была открыта виновница пожаров — малоумная девица Мавра, которая тотчас созналась, и пожары прекратились.

О Икона, именуемая Аравийской или Арапетской. Сказания о времени и месте явления сей иконы не сохранилось.

Киево-Братская икона. Об иконе сей чит. под 10-м мая.

8. Икона Рождества Пресвятой Богородицы чудотворная. Она находится в Лукьяновской пустыни Александровского уезда. Эта икона была храмовой в селе Игнатьеве, где в настоящее время деревня. Она три раза являлась в пустынном месте, в 3-х верстах от села. Тогда церковь перенесли из Игнатьева на место явления иконы, а впоследствии здесь основана обитель.

Икона, именуемая София-Премудрость Божия. Икона сия изображается различно. Иконы в Софийском храме в Константинополе (который был построен императором Юстинианом и, по взятии Константинополя турками, обращен в мечеть) и в Киеве (который построен Ярославом) написаны так: представлен дом или храм и в нем стоящая Богоматерь в хитоне с покрывалом на голове под сенью, поддерживаемой семью столбами. Руки и длани Пресвятой Богородицы распростерты, стопы утверждены на серповидной луне. При персях Ее на десной руке — Предвечный Младенец, благословляющий правой рукой и держащий скипетр в левой. Над сенью написаны слова: «Премудрость созда себе дом, и утверди столпов седмь». Над домом вверху изображены в сиянии лучей Бог Отец и Дух Святой. По сторонам изображений Бога Отца и Духа Святого представлена Церковь Небесная в лице семи архангелов: Михаила, Уриила, Рафаила, Гавриила, Салафиила, Иегудиила и Варахиила. На ступенях дома, по сторонам изображения Богоматери, представлена Церковь Божия земная в лице праотцов и пророков: Моисея, Аарона, Давида, Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила. Икона Софии-Премудрости Божией в Софийском новгородском храме написана так: изображен Господь Вседержитель в далматике (царской одежде), с огненными крыльями, «яко велика совета Ангел» (Ис. 9, 6), на огненном престоле о семи столпах. Вокруг Него голубое небо со звездами, по сторонам Богоматерь с иконою Иисуса Христа и св. Иоанн Креститель, как ближайшие свидетели воплощения Сына Божия. Сверху сего изображения: Спаситель в огненном круге и надпись: «Премудрость Божия»; еще выше опять голубое небо, и на золотом престоле Евангелие, перед которым стоят три коленопреклоненные ангела. Иконы Софии выражают одну главную мысль: представляют или Матерь Божию, послужившую воплощению Премудрости, т. е. Сына Божия, или самую воплотившуюся Премудрость. Посему празднование этой иконе совершается в Богородичные дни: в Киеве — в день Рождества Богородицы, в Новгороде, Москве и других местах — в день Успения.

Холмская икона. Икона сия находится в городе Холме. Стоит она в соборе, в иконостасе вверху, над царскими вратами. Подобно иконе Успения в Киево-Печерской лавре, ее спускают на шнурах на время молебнов. Сохраняется предание, что икона сия — одна из написанных св. евангелистом Лукой и привезена князем Владимиром из Константинополя по принятии им крещения. Икона сия ознаменовала себя чудесами во время нашествия татар и во время унии и войны с поляками. Когда татары под предводительством Батыя подступили к Холму, то жители города, видя невозможность бороться с многочисленными полчищами врагов, обратились с молитвой к Пресвятой Богородице пред Холмской Ее иконой. Они взошли с иконой на городскую стену и поставили ее против врагов, как крепкое ограждение. Тогда татарам показалось, что они подступают к городу, а на самом деле отступали, и наконец они обратились в бегство. Во время войны поляков с казаками, когда Холмская кафедра находилась в руках униатов, т. е. преданных папе, Польский король Ян-Казимир велел принести Холмскую икону в свой лагерь, но русская святыня не оказала ему помощи, король потерпел поражение.

На иконе видны две язвы, одна на левом плече от сабли, другая на правой руке от стрелы. Язвы сии были нанесены иконе татарами, но те были наказаны: они ослепли, а их лица обратились к спине. Холмская икона весьма чтится в Западном краю.

Икона, именуемая Исааковской. Икона сия явилась в 1659 году близ села Исаакова Ярославской губернии, Пошехонского уезда. На месте ее явления жители села Исаакова сначала поставили часовню, а затем, в 1662 году, церковь и обитель, названную, как и самая икона, Исааковскою.

Икона, именуемая Домницкой. Икона сия находится в мужском Домницком монастыре. Она явилась в 1696 году на берегу реки Домницы Черниговской губернии, в 10-ти верстах от города Березны. Гетман Мазепа устроил здесь обитель, которая, как и самая икона, названа Домницкой.

Почаевская икона. Икона эта находится в Успенской Почаевской лавре Волынской епархии. Представляет она Богоматерь с Богомладенцем на правой руке. В левой руке Пресвятой Богородицы изображен плат в виде пелены, которым покрыты ноги Иисуса Христа. Богомладенец изображен положившим левую Свою руку на плечо Богоматери, а правою благословляющим; Матерь же Божия — преклонившею Свою голову к головке Сына, так что Ее лицо соединяется с Его лицом. По сторонам иконы находится семь мелких изображений святых: пророка Илии, великомученицы Екатерины и др. Можно думать, что это была чья-либо домашняя икона. Икона получила название Почаевской от местечка Почаева, где она прославилась. От этого же местечка получила свое название и гора, и лавра, находящаяся на сей горе. Некогда в Почаевской горе, в пещере, поселились два инока для подвигов. Однажды один из этих подвижников взошел на гору для молитвы и вдруг увидел Пресвятую Богородицу в огненном столпе, стоящую на камне. Он тотчас позвал посмотреть на видение жившего с ним инока. Это видели и пастухи, пасшие стада под горою. Когда видение кончилось, то все, удостоившиеся его, нашли на поверхности камня, на котором стояла Пресвятая Богородица, след правой Ее стопы. Под стопою твердый камень точно растаял, как воск, и эта стопа оказалась наполненна прозрачной водой. Замечательно, что в этой стопе вода никогда не убавляется, хотя многочисленные поклонники постоянно берут ее для своего освящения и исцеления. Явление Пресвятой Богородицы на Почаевской горе было около 1340 года, и затем в продолжение 200 лет там ничего особенного не происходило. В 1559 году на Волыни был проездом из Константинополя митрополит Неофит, и здесь его пригласила к себе владетельница местности, где находилась Почаевская гора, панна Анна Гойская. Митрополит, отъезжая, в благодарность за гостеприимство благословил Гойскую иконой Пресвятой Богородицы. Скоро в доме Гойской икона стала ознаменовывать себя чудесными явлениями: служанки панны не раз видели икону в сиянии. Сама Пресвятая Богородица не один раз являлась Гойской во сне, наконец явилась и наяву. Тогда Гойская стала иметь особенное уважение к иконе. Вскоре брат Анны, слепой от рождения, получил зрение по молитве пред иконой, по совету сестры. После того Гойская считала себя недостойной иметь икону в доме и пожертвовала ее инокам на Почаевской горе. Тут поставили церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Гойская снабдила церковь всем необходимым, дала инокам на содержание вотчины с угодьями и лесами и украсила самую икону. С этого времени потекли от иконы чудеса как бы рекою. По молитве пред нею не только исцелялись всякие болезни, но были случаи, что и воскресали мертвые. Чудеса совершались не только для православных, но и для католиков, даже евреев. В 1675 году, во время войны с поляками, турки осадили было Почаевский монастырь. Иноки и собравшиеся в монастырь миряне молились Пресвятой Богородице пред Ее чудотворной иконой, запели акафист, и Пресвятая Богородица, со множеством ангелов в воинских одеждах и с обнаженными мечами в руках, явилась над церковью. Она стояла в лучезарном сиянии и Своим омофором покрывала обитель. Это видели и турки, и на них напал такой страх, что они бросились бежать; осажденные же преследовали их и иных убили, а иных взяли в плен. «Кто эта Госпожа, и откуда такое множество вооруженных воинов, предстоящих и служащих Ей?» — спрашивали турки у бывших у них в плену русских. «Здесь стоит чудотворная икона Божией Матери, — отвечали им пленники, — и вот почему деются такие силы». В 1721 году Почаевская обитель вместе с иконою перешла к униатам, т. е. подчинившимся папе. Во время владения иконой папа короновал ее торжественнейшим образом, т. е. возложил на нее драгоценные короны. В 1831 году Почаевская обитель была возвращена православным и наименована лаврою. Чудеса от св. иконы не прекращались и тогда, когда она была у униатов. На поклонение к Почаевской иконе притекают богомольцы из самых отдаленных мест России.

Икона, именуемая Сямской. Эта икона находится в Сямском Богородице-Рождественском монастыре Вологодской епархии. В первый раз она прославилась исцелением лежавшего два года в расслаблении крестьянина села Отводного, находящегося близ Вологды, Родионова в 1524 году. Пресвятая Богородица явилась ему во сне и повелела идти в Сямскую волость к Покровской церкви и объявить сельчанам, что Она желает, чтобы близ этой волости, у речки Крутцы, была построена обитель в честь Ее Рождества, и за исполнение повеления обещала ему исцеление. Крестьянин исполнил повеление Пресвятой Богородицы и получил исцеление. Тогда жители волости через исцеление Родионова уверились в истине его слов и построили монастырь. С тех пор храмовая икона Рождества Богородицы в обители сделалась чудотворной.

Икона Курская-Коренная, Знамение. Эта икона находится в Курске, в Знаменском монастыре. Она явилась в 1295 году, 8-го сентября. После разорения города Курска Батыем место, где был город, заросло лесом. Здесь однажды охотник, некто из жителей соседнего города Рыльска, — это было 8-го сентября 1295 года, — увидел у корня дерева обращенный ликом к земле образ. Он поднял образ, и оказалось, что это был образ Знамения Пресвятой Богородицы. Лишь только охотник поднял икону, как показался источник воды на том месте, где лежала она. Когда сообщено было князю Рыльскому Шемяке о явлении иконы, то он приказал принести ее в город. Народ встретил икону с торжеством, а сам князь не принял участия в этой встрече, за что и был наказан слепотою. Когда же он раскаялся и отслужил молебен пред явленной иконой, то получил прозрение и в благодарность за исцеление построил в городе церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, где и была поставлена чудотворная икона. И тогда установлен был праздник сей иконе в день ее явления. Икону от места явления при корне дерева стали называть Коренной. Но икона не один раз исчезала из храма, и ее находили на месте ее явления при корне дерева. Тут построена была часовня и в ней поставлена икона, а для отправления богослужения сюда определен был священник из Рыльска. В 1383 году на Курскую область напали татары. Найдя в лесу часовню и священника, священника взяли в плен, а часовню хотели сжечь. Но пока икона находилась в часовне, им это не удавалось. Тогда татары вынесли икону из часовни, рассекли ее пополам и зажгли часовню, одну половину иконы бросили в огонь, а другую в сторону. Впоследствии, когда священник, служивший в часовне, где стояла чудотворная Курская икона, был освобожден из плена, то нашел одну половину иконы на самом месте часовни, а другую в стороне, в траве; сложил их вместе, и они чудесно соединились. Жители Рыльска, узнав о таком чуде, три раза торжественно переносили чудотворную икону в свой город, в церковь, устроенную Шемякой; но каждый раз она являлась на прежнем месте во вновь устроенной часовне. Икону оставили тут, и от нее совершались чудеса. Слух о чудесах от иконы дошел до царя Феодора Иоанновича, и в 1597 году он велел привезти ее к себе в Москву. Царица Ирина Феодоровна украсила ее дорогой ризой. Затем икона торжественно была возвращена обратно, и в том же году на месте часовни был устроен монастырь. Когда же, по приказанию царя Феодора Иоанновича, был населен опустевший город Курск, то чудотворную икону перенесли сюда, а в пустыни, которую стали называть от имени иконы Коренною, оставлен был ее список. Во время голода в царствование Бориса Годунова Курск был обязан своим спасением Царице Небесной за молитвы пред чудотворною Ее иконою. В 1612 году, когда польский полководец Жолкевский с большим войском осадил город Курск, Пресвятая Богородица не оставила его без Своей помощи. Горожане несколько раз ходили с чудотворной Ее иконой вокруг города и дали обещание при освобождении от осады построить во имя Богоматери внутри города монастырь, где и поставить чудотворную икону. И неприятели скоро отступили от Курска с большими потерями. Пленные поляки рассказывали, что на стенах города видели Жену со светлыми мужами, грозившую им; а при самом начале осады некоторые из граждан видели в облаках над городом Пресвятую Богородицу с двумя светлыми иноками, осенявшую город. В благодарность своей Небесной Заступнице жители Курска построили монастырь во имя Ее иконы Знамения. В 1618 году сюда была перенесена и чудотворная икона, где она и пребывает доселе. В 1676 году Курская икона была поднимаема на Дон для благословения храбрых донцов. В 1812 году жители Курска, по усердию своему, посылали в действующую армию к князю Голенищеву-Кутузову список с чудотворной своей иконы. В воспоминание явления св. икона ежегодно в 9-ю пятницу после Пасхи препровождается с крестным ходом из Курска в Коренную пустынь и остается там до 13-го сентября. В 1898 году совершилось великое чудо от сей иконы. Враги Православия хотели уничтожить св. икону, подложили под нее разрывной снаряд. Но, к великой славе Православия и к великому посрамлению врагов его, икона осталась совершенно невредимою, тогда как киот, где она стояла, чугунные ступеньки пред ним и даже стена, окна и двери собора были повреждены.

14. Икона Леонинская. Эта икона находится в селе Лесне Константиновского уезда Седлецкой губернии, в церкви открытой в 1885 году православной женской общины. По преданию, явилась она 14-го сентября в 1683 году русским пастухам в лесу на дереве и была поставлена в православной церкви села Буковичи, в 2-х верстах от Лесны. От нее начали совершаться многие чудотворения, что привлекло к ней большое число богомольцев. Вскоре икона была похищена католиками, но возвращена православным после воссоединения холмских униатов с Православной Церковью. На Леснинской иконе изображение Божией Матери и Богомладенца Иисуса вырезано рельефом на темно-красном овальном камне, в 9 вершков длины и около того же ширины. Икона богато украшена и вставлена в золоченую раму, с венцом над нею.

Лорецкая икона. Она находится в Италии, в Лорецком монастыре. Явление ее было в 1291 году.

15. Икона Ново-Никитская. Сия святая икона явилась в 372 году св. великомученику Никите. На ней Богомладенец Иисус изображается стоящим на коленях Пресвятой Богородицы и держащим крест в руках. Св. Никита, бывший воин, когда веден был на мучение сожжения огнем, имел эту икону на своей груди под одеждой.

16. Икона, именуемая Призри на смирение, явилась в Псковской области в 1420 году на озере Каменном, откуда перенесена 16-го сентября во Псков, где она и находится.

17. Икона, именуемая Цареградской. О ней известно только то, что она явилась в 1071 году и находится в Елеазаровом монастыре, стоящем в 25-ти верстах от Пскова.

18. Икона, именуемая Целительница. О ней известно только следующее: она современна св. Нине, просветительнице Грузии IV века, и находится в Карталинии, в Цикланском храме. В Москве, в Алексеевском женском монастыре, имеется чудотворная икона Целительницы. Эта икона прославилась чудесами в конце XVIII столетия. На ней Пресвятая Богородица изображена стоящей у одра больного и изображена так по следующему чудесному случаю. Один благочестивый клирик имел обычай по входе в церковь и по выходе оттуда преклонять колена пред образом Богоматери и произносить: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою. Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, яже сосал Господь, наш Спаситель!» Однажды у этого клирика очень разболелся язык, так что начал гнить. Во время страдания он в уме прочитал свою обычную молитву ко Пресвятой Богородице и вдруг у своего изголовья увидел в виде прекрасного юноши своего ангела-хранителя, который, взирая с состраданием на него, начал молиться Пресвятой Богородице следующими словами: «О Премилосердая Госпоже! Таков ли должен быть плод благоговения к Тебе сего клирика? Это ли награда за каждодневное произношение им Тебе архангельского приветствия? Язык его, привыкший ублажать Тебя, ныне весь изъязвлен. О, Премилосердая! Обрати матерний Свой взор на сего страдальца и пощади его». Как только произнес эти слова ангел, вдруг явилась Пресвятая Богородица, открыла Свои сосцы и, источив из них каплю млека в уста больного, сделалась невидимой. Больной же тотчас почувствовал себя совершенно здоровым, пошел в церковь и рассказал о своем исцелении молящимся. В 1862 году получила исцеление пред сей иконой Целительницы дочь одного сельского священника Коломенского уезда И. Е. от неизлечимой болезни — страдания спинного мозга.

22. Икона, именуемая Услышательница. Эта чудотворная икона находится на Афоне, в Зографском монастыре. Она ознаменовала себя чудесами в XIV веке. Один из афонских подвижников, св. Косьма, когда молился пред этою иконою словами: «Пресвятая Богородице! Помолись Своему Сыну и Богу, да наставит меня на путь спасения!» — слышал голос Богоматери: «Сыне и Боже мой! Научи раба Твоего, как ему спастись!» и в ответ на это голос Самого Господа: «Пускай удалится из монастыря на безмолвие».

23. Словенская икона. Она находится в упраздненной Словенской Богородичной пустыни Костромской епархии. Явление сей иконы относится к 1653 году. Точный список с нее находится в селе Новоспасском Московской губернии, Дмитровского уезда.

24. Мирожская икона. Эта икона находится в Пскове, в Спасском мужском монастыре, основанном в 1156 году при устье реки Мирожи, от которой получила она название Мирожской. Она представляет икону Знамения Богородицы. Пресвятая Богородица изображена на ней во весь рост, стоящей; по правую руку в молитвенном виде изображен благоверный князь Псковский Довмонт, во св. крещении Тимофей, а по левую в том же виде супруга его, княгиня Мария Дмитриевна. В 1567 году, когда свирепствовало моровое поветрие в Пскове, Мирожская икона прославилась чудесным излиянием слез и другими чудесами.

Форумы